Вышла в свет книга «Преодоление патологических зависимостей»

По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира вышла в свет книга «Преодоление патологических зависимостей». Авторы книги – руководитель петербургских Школ трезвения психолог Владимир Анатольевич Цыганков и кандидат педагогических наук священник Алексий Мороз.


По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира вышла в свет книга "Преодоление патологических зависимостей". Авторы книги - руководитель петербургских Школ трезвения психолог Владимир Анатольевич Цыганков и кандидат педагогических наук священник Алексий Мороз.


Эта книга построена на основе многолетнего практического церковного опыта помощи людям, зависимым от наркотиков, алкоголя, азартных игр (лудомании), компьютера, а также - психологической поддержки родственникам зависимых людей. Любая патологическая зависимость - это не просто болезнь тела или психики, это в первую очередь заболевание духовное. Врач и святой исповедник, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: "Душа человеческая по природе христианка, и если не питается она пищей духовной, то наступает тяжелое хроническое голодание этой несчастной души. И как человек голодающий, не имеющий пищи, становится раздражительным, так и эти люди, голодающие духовно, раздражаются: легко брызжут слезы из глаз их. И нет им покоя, и не могут забыться они ни в каких развлечениях, ибо душа их жаждет пищи духовной, а они этой пищи не дают им".

Если человек живет в атмосфере страстей, развращенности, соблазнов, тяжких примеров нечестия, если он живет среди глупости и пошлости, то не может подобная среда не заражать его душу. Изо дня в день вдыхает он этот ядовитый воздух, исполненный духовной и нравственной нечистоты. Если нет веры и настоящей духовной жизни, то заражается несчастная душа, и сама становится источником нравственной проказы.

Личность человека определятся его отношением к Богу и себе, членам семьи, родственникам, окружающим людям, труду, к тому, в чем человек видит смысл жизни... У зависимого человека личность определяется еще и предметом его зависимости. В конце концов, многие аспекты человеческого бытия, особенно отношение к смыслу жизни полностью вытесняются предметом страсти. Люди уводят свою психическую жизнь в мир фантазий, иллюзий, где они стараются компенсировать свою нереализованность в действительности жизнью виртуальной. Когда не удается находить подлинные смыслы, цели и ценности, начинается бегство от действительности и человек уходит в более простой и доступный, фантастический и нереальный мир грез и иллюзий.

Этот мир обладает особой притягательной силой, так как не требует от человека усилий по построению внутреннего духовного мира. Мир грез и иллюзий незаметно, но неуклонно заменяет высокие реалистические устремления и мысли низкими, фантомными. Мир фантазий, по своему существу является подвластным инфернальным сущностям. Потому что именно чрез бесплодные страстные фантазии, мечтания, падшие духи получают возможность доступа в человеческую душу. Отказываясь от напряжения, связанного с построением собственной личности, человек отдается во власть страстей (за которыми опять же стоит мир инфернальный), считая их источником и высшим смыслом своего бытия.

Зависимость создает кратковременную иллюзию решения главнейших вопросов, связанных со смыслом жизни. Кто я такой? Зачем живу? Что доброго и значимого для людей я призван сделать в своей жизни? Однако зависимость превращает человека в личность, вечно конструирующую иллюзии, в иллюзиониста, проделывающего фокусы с собой, окружающими, своей жизнью.

Всемирно известный психотерапевт Виктор Франкл справедливо заключал: "Можно утверждать следующее: если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало  бы  его  счастливым,  он  пытается  добиться ощущения счастья  в  обход  осуществлению  смысла,  в  частности  с  помощью химических  препаратов". Далее Франкл отметил: "Б.А.  Маки, директор Центра реабилитации алкоголиков военно-морских  сил  США,  утверждает:  "Работая  с алкоголиком, мы очень часто убеждаемся, что жизнь, по-видимому, потеряла для него смысл". Моя ученица в Международном университете Соединенных  Штатов  в Сан-Диего  в  своих   исследованиях,   результаты   которых   составили   ее диссертацию, получила данные о том, что для 90  процентов  исследованных  ею случаев тяжелого хронического  алкоголизма  характерно  выраженное  ощущение утраты смысла… Подобные вещи мы наблюдаем и в случаях  наркомании.  Если  верить  Стэнли Криппнеру, 100 процентов  случаев  наркоманий  связаны  с  ощущением  утраты смысла: на вопрос, все ли представляется им бессмысленным, 100 процентов наркоманов отвечали утвердительно".

Как показывают многочисленные психологические исследования, человеку жизненно необходимо обрести не иллюзорный, а настоящий смысл своего бытия. Человек  ощущает дискомфорт, если эта потребность остается нереализованной.

Основная причина развития патологических пристрастий у многих наших современников - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания, алкоголизм, лудомания становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства, наркомании, игромании, Русская Православная Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской и психологической помощи на острых стадиях наркомании или алкоголизма, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, которые оказываются наиболее эффективными при вовлечении страждущих в духовную жизнь.
На сегодняшний день можно сказать определенно: традиционный медицинский подход к лечению патологических зависимостей показал свою явную несостоятельность. Это вполне закономерно. Никакие медикаментозные вмешательства не могут изменить отклоняющееся поведение зависимого человека, так как причинами его являются глубинные искажения духовной жизни. Тем более нереально измениться человеку за короткий период бесперспективного лечения, поскольку поведение наркомана, алкоголика или лудомана представляет собой не просто комплекс определенный действий, а специфический образ жизни, основанный на сформировавшемся ущербном мировоззрении, бесозависимости, внутриличностных конфликтах, серьезных просчетах в его воспитании.

К сожалению, в реальной действительности из-за отсутствия четкого понимания природы патологических зависимостей среди специалистов распространен упрощенный подход к выбору методов лечения. Зависимых людей и их родственников (их еще называют созависимыми) ориентируют не на долгую работу над собой и изменение себя и всего своего образа жизни, а на поиски быстрых (но дорогостоящих) процедур. Итог - выход в ремиссию хотя бы на год редко превышает 10 % от всех "пролеченных".

В некоторых наркологических клиниках с высоким уровнем оказываемой помощи делаются попытки выйти из узко медицинских рамок. Проводится, например, длительная групповая психотерапия. Она позволяет изменить в лучшую сторону самосознание зависимых людей, развеять многие характерные для них заблуждения и мифы. При проведении занятий удается добиться эмоциональной разрядки пациентов и моральной поддержки от партнеров по группе, которым они доверяют. Но даже метод групповой психотерапии не может внести каких-либо кардинальных изменений в духовную сферу человека, глубоко повлиять на его мировоззрение, указать верный путь к спасению души.

Православная психотерапия патологических зависимостей, построенная на святоотеческой аскетике, позволяет существенно повысить эффективность воздействия. Например, в Епархиальном реабилитационном центре "Саперное", который расположен в Приозерском благочинии Санкт-Петербургской епархии, в ремиссию выходят более 60 % реабилитируемых наркозависимых молодых людей (эти цифры почти ежегодно подтверждаются в ходе проверки Комитетом по молодежной политике Администрации Санкт-Петербурга). Сущность работы с зависимыми людьми здесь основана на православном понимании человека как микрокосмоса, где дух, душа и тело находятся в неразрывном единстве. Во главе иерархии человеческого существа стоит дух и поражение в этой сфере, что неизбежно ведет к патологическим изменениям во всей психике, а затем и в физиологии человека. Для православной психологии характерно четкое, именно святоотеческое понимание наличия мира падших духов и его воздействия на человека.

Известна и отработана веками система противодействия демоническим силам и путь восхождения к миру духовному. Соединение правильной духовной жизни с использованием современных психологических наработок и дает такой высокий эффект преодоления зависимостей. Именно с православными программами помощи зависимым людям и их родственникам познакомит вас книга "Преодоление патологических зависимостей". Надеемся, что данный труд поможет страдающим людям и их близким увидеть реальный выход из плена зависимостей, найти правильный путь к спасению души.

Содержание книги
"Преодоление патологических зависимостей"

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЧАСТЬ 1. НАРКОЗАВИСИМОСТЬ
Наркомания - духовно-нравственная проблема
Причины развития наркомании в нашем обществе
Подготовка к реабилитации
Вхождение в программу реабилитации
Общие положения по реабилитации
Компоненты реабилитационной программы
Духовная школа
Родители наркозависимого человека
Младшие братья и сестры наркомана
Формирование личности ребенка в неполной семье
Нормализация семейных отношений
Профилактика наркомании и других вредных привычек
Источники

ЧАСТЬ 2. АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Начало трезвой жизни
Для чего мы живем на земле
Семь злейших
Православная психологическая помощь
Принципы и задачи консультирования
Общение в группе
Как изменить себя и свою жизнь
Психологические шпаргалки
Лествица трезвения
Источники

ЧАСТЬ 3. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ АЗАРТНЫХ ИГР
Введение
Признаки игромании
Вредные пристрастия, сопутствующие азартной игре
Потеря способности распоряжаться деньгами
Лживость - закономерное следствие азартной игры
Духовное опустошение
Духовно-нравственные аспекты исцеления
О подлинных жизненных ценностях
О радости и труде покаяния
Обновление жизни. Трезвение
Источники

Часть 4. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Введение
Опасные иллюзии виртуальных миров
Компьютерные игры - ролевые и неролевые
Стадии формирования психологической зависимости
от ролевых компьютерных игр
Интернет-зависимость
Почему подросток приобретает патологическую зависимость
Только не лебедь, рак и щука!
Родительская любовь
Семейная терапия
Программа коррекции
Источники

Часть 5. СОЗАВИСИМОСТЬ
Введение
Тест на созависимость
О гармоничных и дисфункциональных семьях
Дети в созависимых семьях
Созависимые игры. Треугольник "спасательства"
Отказ от деструктивных игр
Выздоровление от созависимости
Некоторые шаги, которые вы можете предпринять сегодня
Восемь правил Гертруды Нильсен
О негативном и позитивном мышлении
Источники

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Священник Алексий Мороз
СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ЦЕРКОВЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КАК СТРОИТЬ СЕБЯ И СВОЮ СЕМЬЮ
(главы из одноименной книги Вирджинии Сатир)
Предисловие
Как выглядит ваша семья?
Самооценка
Как мы говорим и как мы слушаем
Модели общения
Правила, по которым вы живете
Системы: открытые или закрытые?
Супружеская пара: зодчие семьи
Как строить свою семью
Семейная инженерия, или Повседневная жизнь семьи

Желающие приобрести данную книгу могут обратиться в книжную лавку Школы трезвения (Митрополичий корпус Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, 1-й этаж, помещение № 70). Телефон для справок: 274-33-04.


Темы