Прошел семинар-тренинг «Стили родительского воспитания»

19 февраля Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы «Православная Школа Психологии» состоялся семинар-тренинг «Стили родительского воспитания». Семинар провел руководитель данной программы психолог Владимир Анатольевич Цыганков.

19 февраля Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы "Православная Школа Психологии" состоялся семинар-тренинг "Стили родительского воспитания". Семинар провел руководитель данной программы психолог Владимир Анатольевич Цыганков.

Стили родительского воспитания - это способы взаимодействия между родителями и детьми. Такое взаимодействие является первым опытом ребенка в познании окружающего мира. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. На семинаре обсуждались следующие стили родительского воспитания:

Авторитетный

Отношения между родителями и детьми строятся на искренней, безусловной любви, уважении и доверии. Дети воспитываются в послушании родителям и дисциплине. Мама и папа - авторитет для детей, они являются теми людьми, на кого ребенок всегда может опереться, положиться, на кого будет равняться. Детьми авторитет родителей принимается как их несомненное достоинство.

Родители открыты для эмоционального общения, обсуждения с детьми различных вопросов, в том числе установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах, учитывают возрастные особенности детей, черты их характера, темперамент. Детей не ругают, не борются с их отрицательными качествами, а взращивают противоположные - положительные. Сынам и дочерям делегируют ответственность, поддерживают их самостоятельность и нередко хвалят. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, естественное расширение прав ребенка гармонично сочетают с увеличением его обязанностей.

На примере собственных родителей ребенок с детства усваивает модели поведения, связанные с полом. Не на словах, а на деле убеждается в том, что в мужчине ценятся стойкость, мужество, выносливость, а в женщине - нежность, чуткость, душевная теплота.

В семьях с авторитетным стилем воспитания дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся и обладают адекватной самооценкой. В юношеском возрасте дети ведут себя разумно, ответственно, в меру независимо. Проблемы становления взрослого "я" минимальны, возрастные кризисы сглажены. Обладают разумной верой в себя и собственные силы, способны развивать сильные стороны своей личности. Как правило, создают крепкие и счастливые семьи.

Чрезмерно опекающий

Родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. К типичным высказываниям мам относятся: "Все, что я делаю, я делаю ради своего ребенка", "Мой ребенок для меня - самое главное в жизни", "Заботы о ребенке занимают большую часть моего времени" и прочее. Чрезмерная опека нужна, прежде всего, не детям, а самим родителям, восполняя у них нереализованную и невротическую, заостренную потребность в привязанности и любви.

Данный стиль воспитания возникает чаще всего тогда, сами родители выросли в семьях со сходной картиной воспитания (или, наоборот, воспитывались лишенными тепла и любви), либо когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказались нарушенными: нет одного из супругов (смерть, развод), либо отношения с партнером по браку не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании. Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Мать желает, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в процессе супружеских отношений (например, взаимная исключительная привязанность), а отец, если он присутствует в семье, обычно исполняет роль статиста, почти не участвуя в воспитании ребенка.

Отношения с ребенком, а позднее с подростком, становятся чрезвычайно искаженными. Мать нередко отказывается от повторного замужества, стремясь отдать сыну "все чувства", "всю заботу". Ограждая от любых трудностей и неприятностей мать, по сути, не воспитывает ребенка, а прислуживает ему. Все это может сопровождаться преувеличением способностей и талантов ребенка, растущего в атмосфере безудержного восхваления и восхищения. В результате длительной чрезмерной опеки ребенок отстает в развитии, теряет способность справляться со стоящими перед ним вполне решаемыми для его возраста задачами, утрачивает активность, ответственность, ждет, что за него решат задачи взрослые, и, прежде всего, родители.

Кроме того, чрезмерно опекающий стиль воспитания приводит к детским страхам. Т.Л. Шишова пишет: "Казалось бы, усиленная опека должна создавать у ребенка чувство защищенности и, соответственно, внутреннего комфорта. Но не тут-то было! Когда ребенка излишне опекают, он ощущает себя маленьким и слабым. Мир представляется ему грозным и враждебным. Иначе с чего бы взрослым оберегать каждый его шаг? А поскольку мира такой ребенок практически не знает (ему не дают возможности с ним познакомиться по-настоящему), место знаний занимают фантазии. Неизвестное всегда страшит нас вдвойне".

Когда ребенок достигает подросткового возраста, у матери возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка, в результате чего появляется стремление удержать рядом с собой. Эта психологическая установка проявляется косвенно, например, в высказываниях о том, что ей (матери) никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном не удовлетворяющим отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они проявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

При таком стиле воспитания у многих матерей наблюдается тенденция переложить на детей свои психологические проблемы, "пожаловаться", "поделиться трудностями", "получить поддержку, поскольку больше не от кого" и тому подобное. Такой эмоциональный груз детям нести оказывается не по плечу.

Жестокий

К негативному результату в развитии личности ребенка приведет и другая педагогическая позиция родителей, противоположная чрезмерной опеке - жестокая власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Жестокое обращение с детьми является довольно распространенным, особенно в социально неблагополучных семьях.

В современной психологической литературе жестокость считается одним из видов агрессивного поведения, наносящее большой ущерб жертве без переживания жалости или сочувствия. Жестокость рассматривается также как черта характера, бесчеловечность, отсутствие гуманности. Жестокость - это также насилие над потребностями, чувствами человека, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Различают несколько наиболее ярко выраженных форм жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие (развращение), психическое (эмоциональное насилие), пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

К физическому насилию (физические повреждения, телесные наказания) родители прибегают чаще всего в тех случаях, когда хотят добиться от детей беспрекословного послушания и следования предъявляемым требованиям, полагая, что это самое действенное средство воспитания и контроля за дисциплиной. И попадают в ловушку собственных заблуждений.

Телесное наказание приводит ребенка к деградации, препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности. Нормальное, здоровое самосознание, позволяющее ребенку разумно ограничивать свое поведение, гораздо эффективней палочной дисциплины, вызывающей у него страх, гнев и возмущение.

Одним из негативных последствий телесных наказаний является появление у ребенка представления, что быть агрессивным и карающим - правильно. Потом, когда ребенок вырастет и у него появятся собственные дети, не исключено, что он будет обращаться с ними также, как обращались с ним в детстве. Использование телесных наказаний (или угроза их применения) в качестве основного средства воспитания детей переходит из поколения в поколение.

Наиболее часто встречаются проявления психического (эмоционального) насилия, который отличается длительным, постоянным или периодическим психологическим воздействием, приводящим к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающим развитие его личности. К этой форме насилия относятся открытое неприятие и критика, оскорбление и унижение достоинства, угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме, без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, предъявление к нему требований, не соответствующих его возрасту и возможностям, ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, обман доверия ребенка. Однократное психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

В семьях, где принято жестокое обращение с ребенком, тот становится своеобразным "козлом отпущения", на которого другие члены семьи проецируют свои проблемы. Его считают отличающимся от других: либо слишком активным, либо через чур пассивным, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, иметь недостаток, который раздражает, появиться на свет вопреки желанию родителей. В ребенке родитель может видеть те черты, наличие которых он ощущает, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, различные протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя: борьба с нежеланным качеством кого-то другого помогает ему верить, что у него самого этого качества нет.

Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными качествами и слабостями ребенка, о мерах наказания, к которым они в связи с этим прибегают. В высказываниях родителей сквозит уверенность в том, что подросток неисправим, нередко они полны инквизиторских интонаций с характерным стремлением в любом поступке видеть проявление дурных качеств подростка, с которыми родитель борется.

Авторитарный

Родители отдают приказания и ждут, что те будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них.

Глубоко заблуждаются родители, которые понимают жесткие требования как средство давления на ребенка с целью добиться беспрекословного повиновения. Жесткая требовательность, лишенная уважения к личности ребенка, превращается в принуждение, сковывает его активность, самостоятельность.

Нередко отцу и матери легче заставить ребенка выполнить то или иное требование, чем вызвать у него желание поступать так всегда. Родители считают, что для достижения воспитательной цели все средства хороши, забывая о том, что суть воспитания не в принуждении, не слепом повиновении, а в побуждении ребенка сознательно поступать так, как подобает.

Дети в семьях с авторитарным стилем воспитания, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. В юношеском возрасте часто демонстративны, ведут себя вызывающе. Пытаются скрыть за маской развязности свою зависимость, неуверенность и тревожность.

Либеральный (попустительско-снисходительный)

Родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, предоставляют ребенку полную свободу выбора, в том числе и выбора непосильного, не по возрасту. Строится эта "свободная педагогика" на расхожих модных либеральных мифах ("ребенок лучше знает, что ему нужно", "дети мудрее нас" и тому подобному). Родители открыты для общения с детьми, однако, доминирующее направление общения - от ребенка к родителям. Они считают себя не авторитетными, заботливыми наставниками, а "партнерами" детей, что, безусловно, является вредной моделью поведения, поскольку родители перестают быть для них авторитетом, и воспитание становится невозможным. Какое может быть воспитание, если мама - это всего лишь подруга. Как пишут И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова, "товарищ по песочнице не имеет полномочий воспитателя".

Родители не придают значения проступкам детей ("не видят ничего страшного"), считают, что "все дети такие" либо "мы сами были такими же". Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоительное настроение родителей, заставить их всерьез реагировать на проблемные моменты в воспитании и поведении ребенка.

В семьях с таким стилем воспитания активно обсуждаются вопросы секса, рассматривают картинки, которые еще недавно были бы квалифицированы как порнографические, вместе сидят у телевизора, когда на экране демонстрируются слишком откровенные сексуальные сцены. Родители не возражают против новаций в "сексуальном просвещении" детей в школе.

В юношеском возрасте дети, выросшие при либеральном стиле воспитания, склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, зачастую имеют те или иные нервно-психические нарушения. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В основном же игнорируют нормы и правила, принятые в обществе, не обладают самоконтролем, страдают от комплекса неполноценности, плохо приспособлены к кропотливому труду. Не умеют строить крепкую семью, склонны к "гражданским бракам", "свободной любви". Испытывают депрессию из-за недостатка эмоционального тепла, склонны к самоубийствам. Нередко приобретают зависимость от алкоголя, наркотиков или азартных игр.

Безразличный (отстраненно-равнодушный)

Родители не устанавливают для детей почти никаких ограничений, они поглощены устройством своей личной жизни. Безразличны к собственным детям, закрыты для общения с ними. Частый случай: выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака. В подобных семьях детям катастрофически не хватает родительской любви. Для родителей с таким стилем воспитания характерны высказывания типа: "Я его (или ее) совершенно не понимаю. Ничего о нем (о ей) не знаю - где бывает, с кем дружит. Он (она) мне ничего не рассказывает".

Дети предоставлены сами себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушное отношение родителей. Они с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к воспитателям, относятся к ним с большой теплотой, доверием. Хорошо если старший окажется добрым и отзывчивым человеком, однако часто дети из семей с безразличным стилем воспитания (особенно подростки) легко вовлекаются в различные сектантские или криминальные сообщества, во главе которых стоят лица, преследующие далеко не благовидные цели.

Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к проблемному поведению. Это практически неизбежный путь к употреблению наркотиков, алкоголизму и прочим формам девиантного поведения.

С чем могут быть связаны причины безразличного стиля воспитания? Их несколько. В одних случаях родителям просто нет никакого дела до детей, они заняты своими проблемами и напрочь забывают о родительских обязанностях. В других случаях папа и мама, пытаясь приучить ребенка с ранних лет к самостоятельности, избежать чрезмерной опеки, впадают в крайность безразличия.

Несогласованный

При несогласованном стиле воспитания один из взрослых что-то разрешает ребенку, запрещает или поощряет, а другой в это время действует прямо противоположным образом. В результате разрушается и без того нестойкая картина мира ребенка, подрывается авторитет родителей.

При несогласованном стиле родительского воспитания создаются серьезные трудности:

1. Таким поведением вносится в картину мира ребенка несогласованность и дисгармония. Два (или больше, когда в дело вступают бабушки и дедушки) самых значимых, любимых и важных человека в жизни ребенка говорят разное о том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Чью позицию принять?

2. Находясь под психологическим напряжением по поводу выбора кого слушаться, ребенок может перейти к манипулированию. Он сначала интуитивно, а со временем осознанно, начинает использовать родительские разногласия, получать выгоду для себя, добиваясь удовлетворения своих желаний или капризов от того, кто окажется наиболее удобным объектом манипулирования.

3. Роли "карающего" и "милующего" могут закрепиться за каждым из родителей. А закрепление этих противоположных ролей опасно не только тем, что ребенок будет бояться или даже ненавидеть сурового родителя. Опасность таится и в том, что сердобольный отец (или мать) начнут самоутверждаться за счет своей "плохой" половины. И в один прекрасный день ребенка спровоцируют на попытку коалиции - с "добрым" родителем против "злого".

4. Бабушки и дедушки (особенно если они живут в одной квартире с молодой семьей) могут тоже вступить в коалицию с кем-то против кого-то. Тут уж не за горами у молодых родителей грядет развод. Во всяком случае, вероятность к тому велика.


В конце семинара психолог Владимир Анатольевич Цыганков провел тренинг "Узнай свой стиль воспитания детей", который образно, наглядно и эмоционально выраженно помог собравшимся на семинар почувствовать и осознать достоинства и недостатки личного способа взаимодействия с детьми.

О проходящих и планируемых семинарах и тренингах программы "Православная Школа Психологии" можно узнать по телефону 274-33-04.

Руководитель программы Православная Школа Психологии психолог Владимир Анатольевич Цыганков.
Руководитель программы "Православная Школа Психологии"
психолог Владимир Анатольевич Цыганков.