Протоиерей Александр Зелененко: "Школа призвана быть прежде всего средой воспитания"

Председатель Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии рассказывает о совместном проекте государства и Церкви - всероссийском конкурсе "За нравственный подвиг учителя".

Протоиерей Александр Зелененко

В нынешнем году учителя из Петербурга и Ленинградской области, а также Северо-Западного федерального округа приняли участие во всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью на соискание премии "За нравственный подвиг учителя".
 
Этот конкурс - совместная инициатива государства и Церкви: его проводят Русская Православная Церковь совместно с министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах.
 
Конкурс стартовал в 2004 году в центральном федеральном округе, в 2007 году к нему присоединились еще три округа (Приволжский, Уральский и Сибирский), а в 2008-м он проходит уже во всех семи федеральных округах, в том числе и в нашем, Северо-Западном. Планируется, что проходить он будет ежегодно.
 
Конкурс проводится в три этапа (как региональный, окружной и федеральный) с марта по декабрь. Номинации конкурса - "Лучшая инновационная разработка года", "Лучшее педагогическое исследование года", "Лучший издательский проект года", "Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи", "Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи", "Педагоги высшей школы - средней школе. Лучшая программа духовно-нравственного воспитания", "За разработку и проведение мероприятий в рамках Года семьи".
 
"Было сделано оповещение о конкурсе по светским и церковным школам, - рассказывает корреспонденту "Воды живой" председатель Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Зелененко. - Экспертный совет заседал в Академии постдипломного педагогического образовния (АППО), каждую работу рассматривали и светские, и церковные специалисты".
 
24 июня в Государственной Академической Капелле совершилась торжественная церемония награждения победителей первого этапа конкурса в Санкт-Петербурге. 180 участников представили 106 работ, в том числе и коллективных; за девять из них были награждены 16 человек. 1-е место за лучшую программу по духовно-нравственному воспитанию завоевала учитель 443-й общеобразовательной школы Фрунзенского района Екатерина Васильевна Корнилова. 2-е место было присуждено Наталье Николаевне Соколовой, которая более десяти лет на высоком профессиональном уровне организует поездки в ею же созданный православный детско-юношеский лагерь "Изборский посад". 3-е место за лучший издательский проект заняла Нина Евгеньевна Сальникова, педагог-психолог 2-го педагогического колледжа.
 
А 25 июня в Юсуповском дворце награждали победителей конкурса, прошедшего в Ленинградской области. Из 39 представленных работ к наградам было представлено девять лучших. Звание победителя с вручением премии, памятного приза и диплома 1-й степени за лучшую программу духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи удостоился педагогический коллектив Гатчинской гимназии им. К. Д. Ушинского. Дипломом 2-й степени, премией и призом была награждена за лучшую программу гражданско-патриотического воспитания Светлана Борисовна Соколова - педагог дополнительного образования из Дворца детско-юношеского творчества Всеволожского района. Дипломами 3-й степени, также за программу гражданско-патриотического воспитания, были удостоены учитель истории Елена Николаевна Дементьева и Любовь Николаевна Фомичева - заведующая библиотекой из Приморской средней общеобразовательной школы.
 
"Все представленные на конкурс работы, и особенно удостоившиеся наград, имеют большую практическую ценность для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как новые, жизнепреложимые и плодотворные для современных детей и условий", - подчеркнул протоиерей Александр Зелененко.
 
Главную задачу конкурса отец Александр определил так: "Конкурс является прекрасной возможностью и эффективным инструментом налаживания диалога, взаимопонимания и нахождения форм сотрудничества школы и Церкви, осмысления содержания и стратегии духовно-нравственного воспитания в современных условиях школы и нашего общества".
 
Ни для кого не секрет, что система образования в России переживает кризис. Протоиерей Александр Зелененко поделился с корреспондентом "Воды живой" своими мыслями о путях выхода из него:
 
"На основе Православия был воспитан великий народ, создавший сильное государство, богатую культуру, особый уклад и образ жизни; имеющий главным ориентиром учение Православной Церкви, непреложным идеалом - Богочеловека Иисуса Христа, нравственным эталоном - святых, а целью - достижение Царства Небесного: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6, 33). Эти слова Господа в полной мере оправдались в судьбе России: пока наш народ воспитывался в духе православного вероучения и сердце свое отдавал сокровищу нетленному, его земное бытие было отмечено благоденствием и славой; переориентация же на материальные ценности, на устроение "царства земного", имело результатом великие скорби (голод, эпидемии, войны), политические нестроения, экономический полуразвал, нарушение нравственных законов и кризисное состояние семьи, школы и общества.
 
Сегодняшняя школа всё более приобретает чисто информационно-"знанческий" характер: передается и воспроизводится предметное содержание, а не прививается благонравие как признак воспитанности. Воспитание подразумевается, но должным образом не оценивается и не ведется, хотя школа призвана быть прежде всего средой воспитания, ибо что она без благовоспитанных учащихся?.. "Не столько ум изощряй, сколько сердце очищай" - писал святитель Тихон Задонский. Сейчас трудно говорить даже "просто о воспитании", тем более - о воспитании христианском. Воспитание - основа становления личности. С христианских позиций воспитание исходит из сущности человека и того, каким он должен быть согласно замыслу Творца. Оно отвечает на вопрос: "Что нужно делать, чтобы стать человеком - благонравным и богоподобным?" Очевидно, что вопросы, чему учить, какому предметному содержанию и как учить, остаются бессмысленными, пока мы не ответим на вопрос: "Зачем учиться?". По словам святителя Иоанна Златоуста, "нет никакого высшего искусства, более важного и сложного, чем искусство воспитания". И для православных родителей и педагогов вопрос христианского воспитания детей всегда был одним из основных и жизненно важных. Думать, что развитие умственных способностей дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны, совсем необразованных крестьянина или рабочего весьма воспитанных в духовном и нравственном отношении. Именно воспитание духовно-нравственной личности - христианина, семьянина и гражданина - составляет главную цель и генеральную линию всей педагогической деятельности, где воспитание является базовой основой, а образование как развитие интеллектуальной способности - лишь его средством.
 
Необходимо еще разграничить направленность светского воспитания и воспитания религиозного. Всякое оторванное от религии воспитание - будь то семейное или школьное - преследует лишь временные, земные цели, а религиозное воспитание имеет двуединую и нераздельную цель - через богоугодную земную жизнь сподобиться Жизни Вечной. Воспитание есть планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных, физических сил и способностей человека на пути к христианскому совершенствованию его личности. Воспитать ребенка - значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания, самообразования и совершенствования. Воспитать ребенка - значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях. Воспитать ребенка - значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своему Отечеству, своему Господу".
 
Материал подготовила Татьяна Кириллина,
"Вода живая",
10.07.2008.