клиру, насельникам и насельницам святых монастырей, учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии.
клиру, насельникам и насельницам святых монастырей,
учащим и учащимся Духовных школ
и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии
2008/2009 год
Днесь всякая тварь веселится и радуется,
яко Христос родися от Девы Отроковицы
Припев на 9-й песни канона Рождества Христова
Свет, воссиявший святой Рождественской ночью, согревает ныне наши сердца и подвигает нас вместе с ангельским воинством воспеть хвалебную песнь Младенцу Христу, Спасителю мира:
"Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!" (Лк. 2, 14)
"Рождество Иисуса Христа было так…" - начинает свой рассказ святой евангелист Матфей (1, 18) и повествует о событиях, бывших в земле Израилевой две тысячи лет тому назад. Так святой благовестник приоткрывает нам завесу великой тайны - тайны вочеловечения Бога, тайны встречи Бога с человеком, тайны исполнения самого сокровенного из всех человеческих желаний, тайны свершения величайшего из древних пророчеств, выразившегося в чудном имени Эммануил, что значит "С нами Бог", - иными словами, тайны нашего спасения. Весть о том, что Младенец, рожденный Мариею от Духа Святаго, и есть наше спасение, заключается в самом Его имени - Иисус, которое переводится как "Господь спасает". О том и сказано Ангелом Иосифу: "Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Мф. 1, 21).
О каком спасении говорится здесь? От кого или от чего пришел спасти нас Христос? Разве от нашествия иноплеменников или угроз внешних захватчиков? Или разве от какой-либо ненавистной подневольной работы? Или от чьей-то несправедливости и жестокости? Или, может быть, от зависти и происков врагов, мнимых или видимых? Или от тягот и невзгод мира сего, где далеко не всегда и не везде нам тепло, светло и уютно?
Нет, Евангелие говорит нам о том, что Младенец родился от Девы, чтобы спасти людей Своих "от грехов их", то есть спасти нас от наших собственных грехов, избавить от закоренелого, неисправимого греховного "эго", ставшего нашей второй натурой.
Своим Рождеством Он восстанавливает искаженный божественный образ, которым наделен каждый человек. Он дает надежду и приходит даже туда, где Его не ждут и уже ни на что не надеются, где нет места даже для Матери, ждущей рождения Чада. Так начинается Евангелие: со смиренного рождения в бедном вертепе, с возлежания в убогих яслях для скота - и заканчивается еще большим уничижением: Крестом, смертью и погребением, чтобы затем воссиял свет Воскресения.
Когда святителя Григория Богослова спрашивали, что же мы сегодня, в день Христова Рождества, празднуем, он отвечал: "Ныне мы празднуем любовь - любовь Бога к этому миру, к своему творению, к каждому из нас". И еще он говорил: "Рождество Христово - не праздник немоществования, но праздник уврачевания; не праздник создания, но праздник воссоздания".
Вся человеческая история вот уже двадцать с лишним столетий измеряется временной шкалой "от Рождества Христова". Но как тогда, "во дни Ирода царя", когда "Август единоначальствовал на земле", так и сегодня мир, человеческое общество и каждый человек продолжают стоять перед одним и тем же выбором - быть с Богом, как Он стал "с нами", утверждаться в добре и правде или предаваться греху, соблазнам и порокам века сего.
Нести свидетельство об этом выборе, говорить о нем во всю мощь церковной проповеди - таково наше призвание не только в светлые и спасительные дни праздника Рождества Христова, но и во все дни жизни нашей. В минувшем 2008 году состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который принял целый ряд определений о единстве Церкви, о различных вопросах ее внутренней жизни и внешней деятельности и о многих злободневных проблемах современного общества. А наступающий 2009 год для нашей Церкви и особенно для Санкт-Петербургской епархии пройдет под знаком 100-летнего юбилея кончины святого праведного Иоанна Кронштадтского - пастыря всероссийской славы, чье слово громко и внятно звучало и продолжает звучать, обновляя нашу жизнь во Христе.
Всечестные владыки, дорогие отцы, матушки, братья и сестры, труженики, служители, учащие и учащиеся Духовных школ и все верные чада Санкт-Петербургской митрополии! Сердечно поздравляю всех вас с великим, светлым и спасительным праздником Рождества Христова и новым 2009 годом! Желаю, чтобы радость и мир, возвещаемые ныне, обрели в ваших сердцах благое обиталище и приносили сторицею свои добрые плоды - дела любви, милосердия, человеческой чести и общественной пользы.
Воздадим же благодарение Богу, в Троице славимому: Отцу, иже возлюбил нас, послав к нам Сына Своего Единородного; Святому Духу, глаголавшему через пророков о предстоящей тайне Рождения, осенившему Приснодеву и соделавшему Ее Херувимским престолом. Возблагодарим и Самого Господа Эммануила, посетившего нас и обещавшего пребыть с нами во все дни до скончания века. Аминь.
+ Владимир,
МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ
Рождество Христово
2008 / 2009 год
Санкт-Петербург
Раздел:
ИА "Вода живая"