В Александро-Невской лавре состоялся семинар для молодых родителей «Формы общения младенца со взрослыми»

14 мая в Школе трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялся семинар для молодых родителей «Формы общения младенца со взрослыми». Вел семинар руководитель петербургских Школ трезвения психолог Владимир Анатольевич Цыганков.
14 мая в Школе трезвения в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре состоялся семинар для молодых родителей "Формы общения младенца со взрослыми". Вел семинар руководитель петербургских Школ трезвения психолог Владимир Анатольевич Цыганков.

На семинаре В.А. Цыганков, в частности, обратил внимание молодых родителей: "В любом учебнике по психологии написано, что эмоции, их формирование - это важнейшее условие развития человека как личности. На основе эмоций развиваются идеалы, обязанности, формы поведения становятся содержанием эмоции и превращаются в мотив поведения. Положительная или отрицательная эмоция как мотив поведения проявляется в стремлении человека пережить эту эмоцию еще раз, если она положительная, и избежать ее, если она отрицательная.

В мире малыша с необходимостью должны быть устойчивые отношения и оценки, устойчивые привязанности, а потом и чувства. Они появятся там и тогда, где в постоянно меняющемся мире будет своеобразная устойчивая система координат, которая организует, направляет действия, обеспечивает предвидение и правильную оценку своего поведения. Такой "системой координат" может и должна стать родительская любовь, родительская улыбка одобрения и понимания, постоянно обращенная к ребенку.
При общении с младенцем молодым родителям полезно учитывать, что:

- Малышу очень приятно, когда вы с ним разговариваете. Он любит, когда вы берете его на руки. Расскажите ему, какой он красивый и как сильно вы его любите. Называйте малыша по имени.
- Малыш хочет чувствовать себя любимым и защищенным. Прикасайтесь к маленькому носику, ручкам, пальчикам, головке и называйте их. Целуйте малыша в щечку, носик, ручки.
- Малышу нравится слушать колыбельные печенки, которые вы напеваете, укладывая его спать. Малышу нравится слушать музыку и другие звуки.
- Малыш никогда не плачет и не кричит без причины. Ведь он не умеет говорить, поэтому только таким способом может показать вам, что проголодался или что у него мокрые пеленки.
- Малыш очень любит, когда вы кладете его к себе на грудь. Он знает, как стучит мамино сердце - ведь он слушал этот стук целых девять месяцев! Малыш успокаивается, когда мама прижимает его к себе, поглаживает и ласково с ним разговаривает.
- Если вы кормите малыша из бутылочки, пусть он ощущает тепло вашей кожи - так ему будет гораздо приятнее!
- Малыш прислушивается к вашему голосу и постепенно начинает различать интонации. Ему очень нравится, когда вы говорите ласковым, нежным голосом. И он понимает, когда вам что-то не нравится.

Уважаемые родители! Возьмите малыша на руки, крепко прижмите к себе и поносите по комнате. Покажите ему всю квартиру - пусть познакомится. Говорите с ним о том, куда вы идете и что будете делать, например: "Ну-ка пойдем посмотрим, сварилась ли кашка?" Расхаживая с малышом по комнате, время от времени останавливайтесь, заглядывайте ему в глаза, прикасайтесь к маленькому носику или щечке. И все время разговаривайте!

"Отвечайте" ему, когда малыш пытается "поговорить" с вами, повторяйте звуки, которые он произносит. Разнообразьте ощущения (сенсорное восприятие) малыша - это поможет ему лучше осознавать себя и окружающий мир. Прикасайтесь к маленьким ладошкам лоскутками различных тканей (гладких и шершавых) - атласа, вельвета, меха, шерсти и др. Рассказывайте, какие они на ощупь. Дайте крохе почувствовать разнообразные запахи (например, ваниль, апельсин). Меняйте поле зрения малыша - так развивается координация движений и чувство равновесия. Это пригодится ему, когда он будет учиться ползать и ходить. Возьмите кроху на руки, придерживайте голову рукой и поворачивайте то в одну, то в другую сторону. Меняйте положение тела: сначала подержите маленького спиной к себе, а потом поверните к себе лицом. Поворачивая малыша из стороны в сторону, напевайте какие-нибудь детские песенки.

Поиграйте с ножками малыша, но не прилагайте усилий, если ему это не нравится. Хороший тонус мышц ног поможет ему в дальнейшем хорошо ползать и ходить! Положите кроху на спину. Возьмите стопы руками и двигайте ими, как будто малыш едет на велосипеде. Приговаривайте: "Ехали медведи на велосипеде..." Осторожно выпрямите маленькие ножки. Слегка похлопайте по ступням - малыш подожмет пальчики и согнет ножки в коленях.

Всегда говорите с малышом о том, что вы делаете. Он научится слушать и ждать ваших действий. Получится не просто занятие, а веселая и увлекательная игра.
В первом полугодии жизни потребность ребенка во внимании и доброжелательности взрослого удовлетворяются в ходе ситуативно-личностного общения, выполняющего функции ведущей деятельности. В этот период ребенок еще не реагирует на содержание обращений взрослого. На все слова и интонации он отвечает яркими положительными эмоциями. Он еще не боится и не отворачивается от посторонних людей. Позже (в 6-8 месяцев) - различает более широкий круг "своих" и "чужих".
С 7-8 месяцев ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющееся реакцией страха или познавательного интереса, является возрастной нормой. В этом возрасте ребенок с готовностью включается в игровой контакт, в том числе "бросание игрушки". В ситуациях общения ребенок начинает использовать жесты (протягивать руки, показывая, что хочет на руки; тянуться руками к далекому предмету, показывая свое желание получить его). Иными словами, ребенок желает не только обмениваться положительными эмоциями, но и стремится общаться на "практической", "деловой" основе. А от взрослого он требует не только внимания и ласки, но и сотрудничества, помогающего ему в действиях с игрушками и другими предметами.

Таким образом, во втором полугодии ребенок начинает испытывать нужду в ситуативно-деловом общении со взрослым. С возникновением акта хватания во взаимоотношениях взрослого и ребенка появляются прагматические и функциональные аспекты: младенец требует от взрослого новых предметов. Отношения со взрослым впервые опосредствуется предметами или действиями.

Переход ребенка к новой форме общения сопровождается очевидными изменениями в поведении: прежнее - чисто эмоциональное - общение больше не устраивает детей. Свое желание действовать вместе со взрослыми они выражают позами, жестами: протягивают предмет, приглашая к совместной игре, изображают желаемое действие движениями и звуками. Каждой матери известно, как ребенок, находясь у нее на руках, показывает пальчиком на окно или часы, приглашая полюбоваться заинтересовавшим его предметом. Все действия окрашены яркими эмоциями, однако, не только положительными, как это было в первом полугодии. Ребенок может выражать обиду или гнев в случае отказа взрослого от сотрудничества, испытывать радость и благодарность, когда взрослый включается в совместную игру.

Если в первом полугодии взрослый выступал для младенца как заботливый, ласковый и внимательный человек, то во втором полугодии ребенок видит и выделяет в нем новое качество - партнера по совместной деятельности. Это очень важный момент в развитии младенца. Ведь только у взрослого он может научиться правильно общаться с предметами. Если сначала со всеми игрушками ребенок производил одинаковые действия (размахивал, стучал, вертел в руках, кусал и т. п.), то постепенно в процессе ситуативно-делового общения со взрослыми он овладевает специфическими действиями (узнает, что расческой надо причесываться, кубики - ставить один на другой и т. д.). Он начинает овладевать предметной деятельностью, которая будет ведущей в его психическом развитии от года до трех лет.

Надо отметить, что во втором полугодии своей жизни ребенок начинает ориентироваться на оценку взрослого. Сделав что-то сам, малыш тут же вскидывает на маму или папу взгляд, ожидая одобрения или порицания. Как радуется маленький ребенок, если его похвалить!

Похвалы реализуют важную функцию воспитания - формирование детской картины мира и определенных жизненных принципов. Некоторые взрослые искренне недоумевают - зачем же бесконечно "нахваливать" малыша? Но как же иначе он узнает, хорошо ли он поступил, довольны ли близкие его поведением? Кроме того, хваля ребенка, родители и другие взрослые влияют на развитие его самооценки и мотивационной сферы. Итак, хвалить необходимо. Но, разумеется, лучше делать это, учитывая ряд принципов.

Безусловное принятие ребенка - основа его адекватного отношения к самому себе и благоприятного психологического развития в целом. Потребность в любви (а в данном случае это синоним принятия) - одна из важнейших потребностей ребенка, и, конечно, ее удовлетворение полностью зависит от близких. А похвала - это выражение родительских чувств к ребенку, прежде всего, любви и безграничного доверия.

Однако важно не впадать в крайности и не возносить малышу похвалы за все подряд. Уважаемые родители! Просто будьте искренни и не бойтесь похвалить его за что-то, действительно доставившее вам радость, подметить нечто положительное в поведении или намерениях ребенка. Если вы видели, что малыш затратил много времени на нечто, что теперь спешит продемонстрировать вам, - отнеситесь к этому с вниманием. Сделайте акцент на плюсах и похвалите кроху за старания!

Итак, похвала крайне необходима как положительное подкрепление успешных действий ребенка. Однако здесь есть некоторые тонкости. Чтобы мотивационная сфера малыша развивалась правильно и гармонично, нужно, уважаемые родители, учитывать следующие соображения:
- Не стоит хвалить за то, что дается крохе без труда, - например, за давно освоенные действия.
- Лишним будет и преуменьшать достижения, относиться к ним пренебрежительно под предлогом "ты можешь и лучше".
- Если вы видите, что объективно малыш поленился сделать что-то на должном и доступном ему уровне, хвалить за это тоже не стоит.
- Учите ребенка поэтапно осваивать сложные действия и не забывайте хвалить за достижения на каждом промежутке - это даст ему реальную возможность ощутить веру в свои силы и удовлетворение собственными достижениями".

Владимир Анатольевич подробно рассказал об особенностях развития ребенка от рождения до начала второго года жизни и ответил на многочисленные вопросы слушателей.


Ведущий семинара психолог Владимир Анатольевич Цыганков


Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии


Темы