В Александро-Невской лавре прошел семинар «Истоки компьютерной зависимости»

Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети с компьютерной зависимостью. Но, несомненно, – это семьи, где недостаточно эмоционального общения между родителями и детьми, где родители часто конфликтуют меду собой, где сплошь и рядом присутствуют серьезные ошибки в воспитании детей.
30 ноября Митрополичьем корпусе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в рамках программы "Православная школа психологии и медицины" состоялся семинар "Кризис идентичности в период зрелости". Семинар провел руководитель данной программы психолог, доктор философии Владимир Анатольевич Цыганков.

В.А. Цыганков отметил: "По нашим наблюдениям вовлечение подростков и молодежи в патологическую компьютерную зависимость оказывают первостепенное влияние следующие причины:
- межличностные конфликты с близкими людьми (в первую очередь с родителями);
- отсутствие или недостаток в семье эмоционального и доверительного общения, теплоты и ласки по отношению к ребенку;
- ошибки в воспитании, в том числе сформированный эгоцентризм и не привитое умение общаться со сверстниками;
- нарушение привычных стереотипов жизни (в том числе существенные изменения в семье, например развод).

Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети с компьютерной зависимостью. Но, несомненно, - это семьи, где недостаточно эмоционального общения между родителями и детьми, где родители часто конфликтуют меду собой, где сплошь и рядом присутствуют серьезные ошибки в воспитании детей. Словом, речь идет о неблагополучных (или только внешне благополучных) семьях. Иногда семья внешне крепкая, сплоченная, а при ближайшем рассмотрении - без взаимного уважения, псевдосолидарная. Благополучна ли эта семья?

В научной литературе нет четкого определений понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "деструктивная семья", "дисфункциональная", "патогенная", "семьи группы риска", "негармоничная семья". Особенностью всех этих семей является негативное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде различных форм поведенческих отклонений.

Результат неблагополучия разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем "проблемным" молодым людям, которые воспитывались в семьях внешне благополучных. Эти семьи различны по своим социальным установкам, интересам, но сам стиль жизни, поведение взрослых, их настроенность таковы, что влекут за собой специфические отклонения в развитии детей, которые могут обнаружиться не сразу, а спустя годы. Внешне урегулированные отношения в таких семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения на уровне как супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети части испытывают острый дефицит родительского внимания и любви из-за служебной или личной занятости супругов. В век компьютеров стремительно теряется связь поколений. Некогда остановиться, подумать, перекинуться словом даже в замкнутых пределах квартиры".

По словам доктора философии Владимира Анатольевича Цыганкова  в происхождении семейных конфликтов специалисты выделяет следующие неблагоприятные черты личности матерей, которые обладают более выраженными невротическими изменениями по сравнению с отцами:
- сензитивность - повышенная чувствительность, склонность все принимать близко к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
- аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения;
- тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний либо противоречивость личности в целом, обусловленная трудно совместимым сочетанием двух предшествующих характеристик;
- доминантность - стремление играть значимую роль;
- эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости мышления;
- гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга.

Помимо внутрисемейных конфликтов на развитие ребенка огромное влияние оказывает воспитание. В дисгармоничных семьях отмечаются различные аномальные варианты воспитания детей.

В.А. Цыганков отметил некоторые из них:

Гиперпротекция. При гиперпротекции члены семьи (обычно мамы) уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни. К типичным высказываниям мам относятся: "Все, что я делаю, я делаю ради своего ребенка", "Мой ребенок для меня - самое главное в жизни", "Заботы о ребенке занимают большую часть моего времени" и проч.

Гипопротекция. Ситуация, при которой дети оказываются на периферии внимания родителей. До детей "не доходят руки", родителям "не до них". К детям обращаются лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Потворствование. Это те случаи, когда взрослые стремятся к некритичному удовлетворению любых потребностей ребенка - "балуют его". Каждое его желание для них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, матери обычно приводят аргументы: "слабость ребенка", его исключительность, желание дать ему то, чего сами были лишены в свое время, что ребенок растет практически без отца и так далее.

Игнорирование потребностей. Данный стиль воспитания противоположен потворствованию. В этом случае чаще всего страдают духовные и психологические запросы детей, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Чрезмерность требований-обязанностей. Требования к ребенку велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований-обязанностей. Ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо домашнему делу.

Чрезмерность требований-запретов. В этой ситуации ребенку "все нельзя". Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность.   

Недостаточность требований-запретов. Ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушают, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером домой, вопрос о курении и об употреблении алкогольных изделий. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении.

Неустойчивость стиля воспитания. Приемы воспитательных воздействий резко сменяются. Такой стиль проявляется как частый переход от очень строгого воспитания к либерально-попустительскому и, наоборот, от повышенного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями".

Как подчеркнул Владимир Анатольевич, в некоторых семьях наблюдается неприятие ребенка, его явное или скрытое эмоциональное отторжение родителями. Часто оно вызвано нежелательностью или "преждевременностью" появления ребенка на свет либо несоответствие его пола ожиданиям родителей. А чаще всего родители не понимают или не знают закономерностей и своеобразия личностного развития ребенка, предъявляют к нему завышенные требования и ожидания. На практике нередко встречаются случаи негибкости родителей в отношении с детьми, что проявляется в навязывании собственного мнения, резкой сменой отношений к ним (недостаток заботы сменяется гиперопекой, и наоборот).

В.А. Цыганков подчеркнул: "Каждый ребенок с самого раннего возраста нуждается в эмоциональном соучастии взрослого. Он ждет участия родителей в своих проблемах и трудностях, рассчитывая на их поддержку, понимание и любовь. Однако родительскую любовь взрослые понимают по-разному. Для одних - это неусыпный контроль, для других - заласкивание, для третьих - материальное обеспечение, для четвертых - предоставление неограниченной свободы. Поэтому многие родители не могут понять, почему, несмотря на их "правильное" воспитание, у них нет контакта с детьми, а все их воспитательные усилия оборачиваются поражением, а ребенок попадает в компьютерную или иную патологическую зависимость".

В конце семинара Владимир Анатольевич Цыганков ответил на многочисленные вопросы участников семинара и рассказал о принципах помощи, которая оказывается людям с компьютерной зависимостью в Школе трезвения при Отделе по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии.

Доктор философии, психолог Владимир Анатольевич Цыганков
Доктор философии, психолог
Владимир Анатольевич Цыганков
.

Информация Отдела по противодействию наркомании
и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии

Темы