В праздник Пасхи на экраны страны выходит фильм Владимира Хотиненко «Поп»

После неожиданного успеха фильма «Остров» снимать кино на религиозные и церковные темы стало тенденцией. Только в 2009-м году в широкий прокат вышли фильмы Павла Лунгина «Царь» и Александра Прошкина «Чудо». На Светлой седмице 2010-го по всей стране в кинотеатрах стартует фильм «Поп» Владимира Хотиненко с Сергеем Маковецким в главной роли.



"Поп" - фильм о судьбе священника Псковской миссии, служившего во время Второй мировой войны на оккупированной немцами русской территории. Задача перед автором сценария Александром Сегенем и режиссером стояла трудная. Положение Церкви в годы войны - тема, вызывающая жаркие споры как у специалистов-историков, так и в самых широких церковно-общественных кругах. Подчас она даже становится предметом политических спекуляций. Чем больше проходит времени и меньше остается живых свидетелей, тем шире распространяются мифы об этой войне, в которой Церковь якобы безоговорочно поддержала Советское государство.Между тем Церковь оставалась со своим народом по обе стороны линии фронта. Фильм "Поп" - начало трудного разговора. Кажется, режиссер это понимает, но, как бы осторожно он ни действовал, сложные идеологические вопросы все равно встают со всей очевидностью. И даже завораживающая игра дуэта - Сергей Маковецкий (исполняет главную роль отца Александра Ионина) и Нина Усатова (роль жены священника, матушки Алевтины) - не дает полностью погрузиться в сопереживание их героям, наоборот, лишь оттеняет идеологичность фильма.

Герои фильма вовлечены в исторический поток. Но этот поток показан у Хотиненко недостаточно убедительно. Пытаясь пройти на грани между пропагандой и высоким искусством, режиссер все время словно одергивает себя, отдавая дань "и нашим, и вашим".

Центральный вопрос, который фильм ставит (но ответа на который нет сегодня, вероятно, ни у кого) - что такое любовь к Отечеству, что такое патриотизм? Не тот, который начинается "с картинок в моем букваре", а подлинное христианское отношение к земной Родине.

Сегень и Хотиненко ставили своей задачей найти формулу общественного согласия в оценке Великой Отечественной войны. Священники Псковской миссии, по их трактовке, были готовы приветствовать советскую власть и отправиться в ГУЛаг ради победы над немцами. Однако из всех источников - свидетельств того времени, воспоминаний, из современных монографий - следует, что отношение к обеим властям на оккупированных территориях было примерно одинаковым. Это был принцип "оба хуже". Люди страдали и от зверств полицаев, и от бесчинств партизан.

С кем была в тот период Церковь? Она была с народом. Ведь именно просьбы простых людей, письма от общин экзарху Прибалтийских земель митрополиту Сергию (Воскресенскому) стали главной причиной открытия Псковской миссии. Жители хотели возрождения храмов на оккупированных территориях. Образ такого народа в фильме лишь намечен.

На круглом столе в храме святой мученицы Татианы при Московском государственном университете, посвященном обсуждению фильма "Поп", священник Илья Соловьев, директор издательства Крутицкого подворья, отметил, что "этот народ Божий, который фактически создал миссию, в кадрах почти не виден. Главный герой приезжает в село. Сколько прихожан стоит в храме? Человек тридцать? Этого не может быть, потому что люди приходили со всех окрестных деревень, приписанных к этому храму, были толпы народа. И в какие дни? Пасха! Не могло быть в это время полупустого храма".

А по мнению протоиерея Георгия Митрофанова, профессора Санкт-Петербургской Духовной академии, также принимавшего участие в круглом столе, "главная неудача фильма в том, что мы почти не видим священника служащим. Он не проповедует, не миссионерствует, а часто лишь ретранслирует политические лозунги. А ведь Псковская миссия получила возможности, которых Русская Церковь никогда в советское время не имела: создавать церковно-приходские школы, преподавать Закон Божий, выступать в газетах и по радио. В фильме не показана ни миссионерская, ни катехизаторская деятельность священника".

Настоятель храма святой Татианы протоиерей Максим Козлов, профессор Московской Духовной академии, полагает, что при некоторой наивности в фильме все же "предпринята попытка показать, что путь Церкви был путем Промысла Божия вопреки двум антицерковным тоталитарным системам. Это Промысл Божий возродил Церковь вопреки тому, что делали большевики, а не потому, что церковного возрождения хотела немецкая администрация. И если бы не война, Промыслом Божиим попущенная, то христианство было бы уничтожено полностью, как в Албании или в Китае".

Самые сильные эпизоды фильма связаны с лагерем военнопленных, который посещал отец Александр. Хотиненко не показывает зверств, не вышибает у зрителя слезу, но судьба этих людей, презираемых своими и чужими, до которых нет дела никому, кроме священника, увидевшего в них людей, - главная метафора фильма. По ту, советскую, линию фронта вся страна была таким лагерем. Долгожданное освобождение от немцев возвращает всех в этот советский лагерь. Священника без суда и следствия отправляют по этапу. Офицер СМЕРШа оказался более страшным и бесчеловечным, чем немецкие офицеры. В чем же тогда радость освобождения? Ответа на этот вопрос фильм не дает.

Отдельно следует отметить музыкальную тему, которая проходит через весь фильм. Псалом "На реках Вавилонских" звучит и как церковное песнопение, и как фрагмент оперы Верди "Набукко" (Va, pensiero), а когда главный герой возвращается на Псковщину в 1970-е годы, песня "By the Rivers of Babylon" группы "Boney M" доносится из машины, в которой молодежь приехала поглазеть на Псково-Печерский монастырь. Казалось бы, эта покаянная тема должна быть с чем-то связана. Но нет! Представление о том, к чему этот плач, в чем покаяние, остается для зрителя очень смутным.

В прокат "Поп" выйдет в апреле 2010 года. Впервые фильм производства православной телекинокомпании "Православная энциклопедия" поступит в российские кинотеатры тиражом 600 копий. За его прокат взялось российское отделение одной из крупнейших мировых кинокомпаний "ХХ век - Фокс". Несмотря на высказанную критику, этот фильм, безусловно, надо смотреть. Это первая большая кинокартина, созданная церковной компанией с привлечением лучших сил современного российского кинематографа. Сам факт, что режиссер и сценарист рискнули взяться за столь непростую тему, говорит о том, что фильм "Поп" - не рядовое явление.





Ксения Лученко
Темы