РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского
ВЛАДИМИРА
клиру, насельникам и насельницам святых монастырей,
учащим и учащимся Духовных школ и всем верным чадам Санкт-Петербургской митрополии
2010/2011 год
"Отроча родися нам, Сын и дадеся нам,
Егоже начальство бысть на раме Его.
И нарицается имя Его: Велика совета Ангел,
Чуден, Советник, Бог крепок, Властитель,
Начальник мира, Отец будущаго века"
(Ис. 9,6)
Внимая Евангельскому слову, в эти святые дни мы вновь мысленно представляем себе знакомую картину: убогий хлев для скота, а в яслях - Младенец, согретый Материнским теплом. Вокруг - ночной Вифлеем, город полный людей, город древний, плод богатой Священной истории. Малозаметный в обычное время, он притягивает к себе толпы людей, когда Кесарь повелевает "сделать перепись по всей земле". Все вспоминают о своих предках, о своем происхождении, и каждый в людском водовороте борется за свое место в истории.
Иосиф с Марией тоже пришли в Вифлеем, город своего родословия, но он как будто не знает их и не принимает. Они как будто оказались вне людской цивилизации. И ни Иосиф, ни окружающие люди не знали тогда, что рожденное Мариею Дитя есть Бог Всемогущий.
Евангелие от Матфея описывает смятение, пережитое Иосифом в те дни. На иконе Рождества Христова мы видим его в позе смиренной задумчивости. "Что скажут люди об этом Рождении?" - так, возможно, думал он.
В поисках Истины, в поисках Бога многие люди во все времена тщатся получить ответ на вопрос: "Кто же Он - Иисус из Назарета, родившийся в Вифлееме, Тот, Кому Иосиф - вовсе не отец, Тот, Кого вскормила Дева Мария; Тот, Чьей колыбелью стали ясли для скотины, и Кому вместо детских игрушек были принесены царские, совсем не детские дары: золото, ладан и смирна?"
На этот вопрос - кто есть сей Иисус, рожденный в Вифлееме? - отвечает нам Евангелие, отвечают и святые отцы, оставившие нам догматы Вселенских соборов. И мы, православные христиане, вслед за ними исповедуем веру в "Господа нашего Иисуса Христа, совершенного по Божеству, совершенного по человечеству, истинного Бога, истинного человека... во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде всего от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына Господа, Единородного, в двух естествах, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого...", - так гласит догматическое исповедание, орос Четвертого Вселенского собора.
Рождение Сына по Божеству святитель Василий Великий предлагает "почтить молчанием". "Давайте положим себе за правило, - говорит вселенский учитель, - вообще не исследовать и не любопытствовать об этом с помощью наших понятий. Ибо что может вообразить себе ум там, где не были посредниками ни время, ни век, где образ не представим, где не было никакого зрителя, и где нет никого, кто мог бы рассказать об этом?".
О рождении же Сына Божия по человечеству - о Святом Рождестве Христовом - мы можем сказать вместе с великим вселенским учителем, что Господь "для того родился, чтобы очистить нас через сродственное нам естество. Он для того возрастает, чтобы сделать нас родными через тесное общение".
Возблагодарим же Бога и возрадуемся, что "Младенец родился нам, Сын дан нам". Восхвалим Всещедрого Владыку за Его великие и богатые милости, за "лето Господне благоприятное", за радость быть соучастниками проповеди Слова Божия и утверждения Истины Христовой в мире сем. И будем просить Его о даровании нам мудрости и сил в следовании Его святым заповедям во всем, чем мы живем и дышим: в личной и общественной жизни, в семье и среди друзей, на государственной и военной службе, в политической деятельности и в сфере бизнеса, в учебе и на отдыхе.
Поздравляю всех вас, преосвященные владыки, досточтимые отцы настоятели, матушки настоятельницы, пастыри, диаконы, братья и сестры, церковные работники и труженики, учащие и учащиеся Духовных школ и все верные чада Санкт-Петербургской митрополии, с великим и светлым праздником РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА и наступившим Новым годом!
От всей души желаю, чтобы светом Своего Рождества и Богоявления Господь просвещал и освящал нас, чтобы свет сей знаменовался на нас и наставлял к совершению дел благих и чтобы тем святилось и славилось Пречестное и Великолепое Имя в Троице Единого Бога - Безначальнаго Отца, Воплотившагося Сына и Утешителя Духа! Аминь.
+ Владимир,
МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ
2010/2011 год
Санкт-Петербург