Призвание — быть человеком. Дискуссия на тему избранничества прошла в Феодороском просветительском центре

Слова Господа «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал», которые донес до нас апостол и евангелист Иоанн Богослов, вряд ли понятны большинству современных христиан. Как их истолковать, чтобы они послужили не поводом для гордыни, а призывом к действию? Об этом говорили участники VII конференции в Феодоровском просветительском центре.



Призвание - быть человеком

Андрей Черняк, координатор Общества друзей Священного Писания: Бог знает нас от чрева матери, Он постоянно обращается к нам и видит, как мы реагируем на Его предложение. Есть Его инициатива, Его водительство и наш свободный ответ на это.

Если человек связан грехом, он не свободен и не чувствует в себе возможности откликнуться на призыв Божий. Но Господь Сам освобождает нас от греха. У современного человека есть одна только несвобода - говорить Богу "нет". Но если мы хоть немного откликнемся на зов Божий, у нас появляется фантастическая свобода соработничества с Богом, полноты творчества, возможности преображения мира. Но без нацеленности на синергию, на совместные действия с Богом ничего этого произойти не может. Бог творит, но не без нашего соучастия, нашего усилия, ведь "Царство Божие усилием берется".

Как часто мы пользуемся количественными оценками, даже пытаясь быть духовными. А у Господа много парадоксов. С одной стороны, "идите, научите все народы", а с другой - "не бойся, малое стадо". Слова о "малом стаде" явно относятся ко всем временам, а не только к первым векам христианства. Зазор между идеальным состоянием Церкви и ее реальным состоянием был всегда. И сегодня, когда мы думаем: "Надо что-то делать, чтобы спасать Церковь", мы ошибаемся в главном: нужно не оценивать количество, а смотреть на дела Божии и участвовать в них. Необходимо доверять Богу, а не подсказывать Ему.

Протоиерей Лев Большаков, настоятель Успенского храмав г. Кондопога: В словах Господа "много званых, но мало избранных" речь идет о дальнейшей жизни тех, кто отмечен избранничеством, кто выбирает трудную жизнь во Христе, т.е. служение. Эти слова связаны с притчей о брачном пире, где говорится о Литургии как центре жизни. Способность различить Литургию как реализацию избранности существенна для христианской жизни. По этому признаку оказывается не так много избранных. Ведь далеко не у всех православных христиан Причастие является центром жизни. Найти этот центр и жить им - не только привилегия, но и задание, в том числе и миссионерское: "идите и научите все народы".Каждый человек - личность, потому что Бог есть Личность, Лицо. Лицо не существует само для себя. Лицо есть часть личности, обращенное к другому. Общение - сущностное качество Божественной жизни. Мы не можем быть христианами, не будучи вместе. Но общение не значит общительность, наша совместность должна устремлять нас ко Христу, а не распыляться вовне.

Человек, живущий Богом, не может об этом не свидетельствовать. Когда я впервые начал ходить в церковь, будучи человеком уже вполне зрелым, то почувствовал глубокую радость от встреч с церковными людьми. Я помню глаза тех старушек, их светлые лица, как лики, тот мир, который они имели в себе. Это был такой дар и такое свидетельство о Боге! Меру полноты жизни во Христе невозможно измерить совокупностью определенных черт. Не какие-то внешние признаки указывают нам на христианина, а жизнь духа в человеке, которая видна во всем его облике.

Церковь остается сама собой в любом историческом периоде, и впадать в канонизацию какой-либо исторической картины нельзя. Мы не отделены от древней Церкви толщей веков и нажитой традицией. Читая какого-нибудь богослова, мы испытываем не интеллектуальное, а духовное утешение, что свидетельствует о действии Духа Святаго в Церкви, как и Литургия, иконы, многое иное.

Марина Михайлова, кандидат философских наук, преподаватель истории религии и истории литературы, катехизатор церкви Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменской): Никто не может сказать: "Я живу на свете для того, чтобы приносить духовные плоды, нести людям свет и любовь и распространять радость". Тем не менее, Господь задумал каждого из нас как необходимую и прекрасную часть жизни. Всё находится в воле Божией. Наше избрание заключается в том, чтобы быть людьми. При этом стоит помнить: только один Человек был в полной мере человеком - Иисус Христос. Ни один из нас своей человеческой задачи не исполняет прежде всего в силу грехопадения. И когда мы в очередной раз падаем и понимаем, что не несем другим ни любви, ни радости, то слова "Я вас избрал" служат нам утешением. Если Он нас избрал, то Сам поможет нам принести духовные плоды.

Если возникает вопрос о "неравенстве" избранничества, то нужно вспомнить евангельскую притчу о добром виноградаре, который оплатил труд каждого поровну, невзирая на разницу в отработанном времени, и ответил вопрошавшим: "Или взгляд твой завистлив от того, что я добр?" Мне кажется, что духовная жизнь кончается там, где я начинаю любопытствовать, разглядывать, у кого как, и думать: "Нельзя ли было мне по-другому?" Каждый из нас получил от Бога задачу: прожить нашу собственную жизнь в смирении, не сравнивая и не романтизируя. Именно тогда мы и сможем принести плоды, которые угодны Ему, а не нами придуманы.

Преподобный Серафим Саровский нам говорит: "Стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи". На каком-то конкретном участке бытия зло будет побеждено. Я не могу победить зло в моей стране и на белом свете, но я могу сделать что-то такое с самим собой, что принесет плод. Когда я начинаю хлопотать и заботиться о Церкви, мой мудрый муж говорит: "Поверь мне, Господь Бог любит Церковь гораздо больше, чем ты". И я сразу успокаиваюсь.

Диакон Алексей Волчков: "Не вы Меня избрали, но Я вас", - эти слова радостные: Господь обещает ученикам благодать и радость. Из этих слов нельзя сделать вывод о том, что кто-то избран, а кто-то нет. Обращение Бога ко всем нам первично. Цель христианина - быть послушным призыву, тому, что говорит Бог, и не думать о себе слишком много.

Нам нужно любоваться разными людьми, разными эпохами, искать положительные черты у всех и стараться применять хороший опыт. В раннем христианстве уживались совершенно разные христианские общины с разным календарем и практикой, постами и праздниками. Вот этому можно подражать. Это настоящая свобода зрелых движений, которые по-разному пытались выразить христианство, понятое конкретно ими.

Протоиерей Евгений Горячев, настоятель храма святителя Николая в Шлиссельбурге: "Не вы меня избрали, но Я вас избрал". Эти слова можно интерпретировать и вне прямого евангельского контекста. В таком случае это скорее философский комментарий, и в нем два важных смысла. Первый можно было бы назвать глобальным или универсальным, здесь речь идет о религии как таковой. Религия (от лат. "связываю") - это, как известно, следствие грехопадения, и существующий разрыв между Небом и творением преодолевается с тех пор по-разному: cнизу - несовершенными усилиями твари и Сверху - совершенным откровением Бога. Конечно, начатки христианского богословия можно встретить и у Платона, и у Лао-цзы, и у Будды. Но и в Египте, и в Греции, и в Индии, и в Китае мы соприкасаемся лишь с более или менее удачными авторскими религиозными конструкциями или предположениями об истине. И это - путь культуры, путь религиозно-философского восхождения. В то время как в Библии мы видим Христа не как еще одну смелую и правдоподобную человеческую фантазию, а как настоящее откровение Божественной Истины. Христос снисходит, вторгается в нашу культуру, и в этом универсальный смысл слов: "Не вы Меня избрали, но Я вас избрал". Христианство - не наше изобретение и не наша заслуга.

Во втором, частном, смысле тема призвания и избрания отсылает нас в область личной экзистенции. Что делает меня избранником? Мое рождение в христианской семье? Господь, как сказано в Апокалипсисе, стучится в сердца всех людей в мире, но избрание случается лишь с теми, кто на этот стук отозвался. Говорить о частном призвании можно только после частной встречи кого бы то ни было с Господом Иисусом Христом. А это всегда некое вторжение в нашу жизнь другого, иного начала. Я думаю, что это одновременно и дар, и тайна совершения в нас воли Божией.

В Ветхом Завете мы можем увидеть, как некоторые избранники сопротивляются воле Божией, но Бог все равно побеждает их. Моисей указывает на свое косноязычие, Иеремия говорит, что он молод, Исаия говорит, что он человек с нечистыми устами. А Иона так боится своего призвания, что ему для вразумления приходится провести три дня внутри большой рыбы. Тайна заключается в том, что нам сложно понять, что же такое сила Божия, которая из ничего не значащего и сопротивляющегося материала постепенно творит дерзновенную человеческую природу.

Но есть и другой аспект. Владимир Соловьев в "Истории будущности теократии" утверждал, что "избрание Божие не должно быть понимаемо как произвол. Избрание соответствует не только воле избирающего, но и качеству избираемого". Бог избирает в соответствии с тем, что Он предузнал о нас. Я думаю, есть нечто в каждом человеке, что можно было бы назвать глубиной боговосприятия. У всех людей она различна, и именно поэтому по-разному и на разное мы избираемся. Иногда бывает так, что для избрания вообще ничего нет, все "атрофировалось", и тогда Бог достучаться просто не может и какое-то время как бы медлит с избранием. Но и в этом случае есть надежда, ведь и из людских камней Бог может создать детей Авраамовых.

Когда наше призвание начинает разрушаться? Думаю, что с момента, когда мы перестаем служить Богу. Кто-то справедливо сказал: "И капля твари может вытеснить целого Бога". Как только мы начинаем коснеть в мертвых религиозных схемах и себя оправдывать ("Я Божий закон знаю прекрасно, меня не надо ничему больше учить!"), так сразу же с нами происходит то, что описано в евангельской притче о брачном пире, на котором недостойные были изгнаны. Смешно, но в Царстве Небесном, наверно, найдутся те, кто алкал и жаждал Бога больше всего на свете, не будучи христианами. В то же время некоторые из нас, христиан, вполне могут после смерти оказаться теми зваными, которые в конечном итоге не стали избранными.

Подготовила Ольга Сергеева


Темы