«Путешествие в Боге» — основная тема 7-го номера журнала «Вода живая»

Еще в IV веке христианские богословы пришли к выводу, что наше движение к Богу — бесконечный путь, на котором каждый новый шаг не насыщает, а лишь усиливает желание идти вперед. Проницательные мыслители догадались, что влечение к Богу может быть не только сознательным, что оно стоит за всеми нашими земными стремлениями.

Главную тему седьмого номера журнала "Вода живая" редакция обозначила как "Путешествие в Боге". Еще в IV веке христианские богословы пришли к выводу, что наше движение к Богу - бесконечный путь, на котором каждый новый шаг не насыщает, а лишь усиливает желание идти вперед. Проницательные мыслители догадались, что это влечение к Богу может быть не только сознательным, что оно стоит за всеми нашими земными стремлениями. "Путешествие в Боге" - странствие, на котором человек все больше приближается к своему недостижимому Творцу.

Потому-то и мы, даже если живем в самом прекрасном месте на земле, рано или поздно желаем узнать что-то еще. Отправляясь в странствие, мы неосознанно подражаем Адаму. Нам, конечно, не под силу владеть всей землей, не под силу и вновь сделать ее раем. Но мы имеем возможность причаститься Тому, Кто своей смертью и воскресением совершил невозможное для человека. К Нему-то и должен пролегать наш путь - летим ли мы в Бразилию бизнес-классом или идем за грибами в ближайший лес.

"Крест над Копакабаной" - так называется корреспонденция Дениса Маханько, посвященная Бразилии. Словосочетание "Православие в Бразилии" для большинства из нас - что-то малопонятное и, возможно, не существующее. Как жизнь на Марсе. Есть ли она там? Автор признается, что не знаком с результатами последних исследований поверхности красной планеты, но среди его знакомых есть православные бразильцы, которые объяснили ему простую вещь: настоящая вера в Бога стоит выше границ, языков, национальностей и континентов.

В последнее время появилось много книг и печатных материалов, рассказывающих о братских православных народах. У людей возникает интерес: "А как живет Церковь Христова там, откуда пришло к нам Православие?" Опытом своего паломничества в древнюю и прекрасную, многострадальную и близкую сердцу Сербию делится петербургский священник Дионисий Астахов. Его рассказ о путешествии в Европу с семьей на машине называется "До видженья".

"Русское шато" - так называют во французском Монжероне поместье, приобретенное дочерью Ярослава Мудрого в ХI веке. За последние 900 лет эта земля видела многое, сейчас здесь снова русский островок с действующей православной церковью. Об истории прихода храма преподобного Серафима Саровского в Монжероне, буднях Русской Православной Церкви в Европе, о заботах священника во Франции - материал Ирины Левиной "Русский замок в Монжероне".

"По человеческой немощи разделение или непонимание может быть в нашем приходе: все настолько разные по возрасту, национальности и языку,- говорит настоятель Свято-Троицкой церкви в Балтиморе (США) священник Иоанн Васс. - Но этого нет, Бог милостив, только через Его благодать мы стараемся находить единство, стараемся говорить на одном языке - языке любви". Автор записок об американском приходе Антонина Лагутина так и назвала их - "На языке любви".

Тему продолжают "Шотландские встречи" Ольги Джарман, матушки англиканского священника, перешедшего в православие. Несколько лет, проведенных автором в Великобритании или "на Островах", как часто говорят русские, живущие здесь, не только открыли ей мир британского православия, но и британского христианства во всем его многообразии. Богом была подарена редкая возможность - посмотреть на жизнь британцев не глазами туриста, эмигранта, а изнутри.

У православия - тысяча лиц. Русское, кенийское, китайское, бразильское... не сосчитать! Приходя на новую землю, христианство врастает в жизнь ее людей. И как знак полного принятия новой веры православные разных рас и национальностей приносят ей в дар свои традиции. В номере, выходящим в Петров пост, редакция предлагает заглянуть на кухни, где с молитвой и любовью готовятся блюда к постному столу. Елизавета Киктенко рассказывает о постных кухнях мира в материале "Путешествие длиною в пост".

Среди дат июля "Вода живая" отмечает исполняющееся 17 июля 130-летие со дня рождения протоиерея Василия Зеньковского. Более всего он известен как автор фундаментальной "Истории русской философии". Однако далеко не только этот труд останется в истории, и чистая мысль была совсем не единственной сферой приложения таланта отца Василия, считает автор очерка "Достоинство меры" Константин Махлак.

В рубрике "Ленинградский мартиролог" читателю предлагается рассказ о протоиерее Михаиле Митроцком (1883-1908). "Был он с виду типичный русский батюшка - добродушный, полный, приземистый, приветливый... Ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта расположенность - видеть ее доброе начало - передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее", - таким запомнился протоиерей священномученик узнику Соловецкого лагеря Олегу Волкову.

"Нет ничего прекраснее Невского проспекта", - писал Николай Гоголь. Многие из петербуржцев могут с полным основанием добавить: "А на Невском проспекте нет ничего прекраснее Казанского собора". Единственная православная святыня на главной магистрали города, величественный памятник архитектуры - без него невозможно представить город. Этот год проходит под знаком 200-летия храма. В июле, в его престольный праздник, есть особый повод вспомнить историю его создания и возрождения. Кафедральному храму северной столицы посвящен очерк "Возрождение Казанского собора" настоятеля собора протоиерея Павла Красноцветова.

Еще об одном храме рассказывается в этом номере. Он существует при детской больнице святой Марии Магдалины, где создан фонд помощи нуждающимся детям и взрослым. "Фонд в храме" - так озаглавлен материал Игоря Лунева. "Исполнительный директор этого благотворительного фонда - священник. Именно поэтому обратившемуся за помощью волей-неволей приходится зайти в храм... Станет ли этот вход первым и последним соприкосновением с Церковью или перерастет в нечто большее", - задается вопросом автор.

Может ли святой быть изображен на иконе с развязавшейся портянкой, в очках или рядом с Пушкиным в лавровом венке? "Конечно,- считает молодой и уже признанный европейскими искусствоведами иконописец Георгий Панайотов,- ведь живые детали создают узнаваемый и персональный образ". Его работы отличаются жизнерадостностью и необычным соединением элементов модерна с традициями византийской иконописи, а их создатель - открытостью и оптимизмом. своими секретами Георгий поделился в беседе с Анной Подпоркиной. Интервью с ним называется "Искусство должно быть радостным".

В рубрике "Культпоход" читатель найдет много полезной информации о культурной жизни северной столицы в июле. Среди них стоит выделить анонс Третьего международного фестиваля "Академия православной музыки". Выступления в лучших залах Санкт-Петербурга, концерты на Валааме и в Новгороде, возможность больше узнать о средневековой русской музыке и пообщаться с молодыми музыкантами и знаменитыми мастерами - все это ждет участников и гостей музыкального форума.

"Вода живая",
28.06.11

Темы