Вера в кадре — тема 9-го номера журнала «Вода живая»

Зачем кинематограф христианину? Кино — это искусство, а любой его вид — способ формулирования важнейших вопросов существования человека.


Вера в кадре - тема 9-го, сентябрьского номера журнала "Вода живая". Зачем кинематограф христианину? Кино - это искусство, а любой его вид - способ формулирования важнейших вопросов существования человека. Могут ли актеры играть Того, Кого невозможно изобразить? Способны ли даже самые хорошие фильмы привести человека к Богу? Зачем христианину смотреть фильмы ужасов? Редакция приглашает поразмышлять на эти темы.

Иисус появлялся на экране более 300 раз, Богоматерь - более 150-ти. Фильмы на евангельские сюжеты снимают практически с момента рождения кино. Одну из первых картин о Христе создали французы - братья Люмьеры в 1898 году. В аналитическом обзоре "Евангелие от Люмьеров" Татьяна Кириллина пишет о влиянии кино на воцерковление человека. По сути, это происходит независимо от качества самих фильмов. Можно прийти к вере любым путем, с помощью любого кино, включая и вызывающее отторжение. В 60-70-е, читая "Мастера и Маргариту", многие понимали, что ничего не знают о христианстве, стремились узнать о нем и так шли к вере. "В конечном счете, все источники ведут к Первоисточнику", - пишет автор.

Кино для нас по большей части - продукт душевного питания. Человек церковный с радостью улавливает в нем близкие христианству мотивы, но часто и додумывает их за сценариста и режиссера. А как оценивает "религиозную составляющую" кинопроизведений светский критик? Об этом - беседа "Режиссеры - не пророки" Сергея Акишина с президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктором Матизеном.

В жизнь человечества кинематограф вошел более века назад. А в Церкви он по-прежнему остается чужаком. Почему сложилась такая ситуация? Почему не получается игровое кино о церковной жизни? С какими трудностями сталкиваются православные режиссеры-документалисты? Об этом говорили участники традиционной дискуссии в Феодоровском просветительском центре. Ее материалы публикуются под заголовком "Сложная тема".

Подменять высокий духовный стиль Евангелия наивным реализмом - значит создавать заведомую иллюзию. А это опасно, ибо наши чувства фиксируются на конкретном образе, весьма далеком и от исторического, и от иконописного. От такого образа трудно отделаться, тем более, если фильм снят талантливым режиссером с участием актеров с запоминающимися внешностями. Об этом в заметках "Опасный образ" рассуждает постоянный автор журнала, профессор СПбПДА архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).

"Больше, чем просто мультфильмы" - так называется рассказ режиссера и педагога Михаила Сафронова о созданной им студии анимации "Да". Если хороший кинематограф призван учить добру, то хороший мультфильм может... лечить. Студия знает секрет такой мультипликации и делает продукцию не просто для больных детей, а вместе с ними.

Когда говорят о христианском кино, первым делом вспоминают "Страсти Христовы" Мела Гибсона и "Остров" Павла Лунгина. Многим приходят на ум фильмы о ранней истории христианства, например, классическое переложение романа "Камо грядеши" Мервина Лероя. Но есть картины, говорящие о вечных ценностях иносказательно. О некоторых из них редакция рассказывает в обзоре "За нитью повествования".

Как всегда, журнал откликается на значимые даты месяца.

5 сентября исполняется 100 лет со дня гибели Петра Столыпина. Его имя - символ, в советские времена - "дикой реакции", ныне - утраченных возможностей России, "которую мы потеряли". В очерке Сергея Фирсова "Верный до смерти" журнал предлагает взглянуть на Столыпина не через призму эпохи, а как на живого человека - мыслящего, любящего, жертвующего собой.

Десятилетию теракта в США, случившегося 11 сентября 2011 года, посвящена беседа "Человеческий фактор" Тимура Щукина и протоиерея Александра Сорокина. Говорят, с этого самого страшного из когда-либо случавшихся террористических актов по-настоящему начался XXI век. Многообещающее начало! Но природные катаклизмы, техногенные катастрофы, массовые убийства случались всегда... Материал посвящен моральным проблемам, связанным с этими явлениями.

В рубрике "Ленинградский мартиролог" опубликовано краткое жизнеописание религиозного философа, педагога и священника Павла Аникиева - настоятеля домовой церкви Женского педагогического института. В 20-е годы он трудился в Петроградском богословском институте, затем возглавил Высшие богословские курсы. Его имя оказалось в списках проходивших по печально известному "Академическому делу". В 1932 году он скончался в ссылке.

В одном из эпизодов исторического сериала "Ермак" царь Иоанн Грозный играет на небольшом органе. Как всякий уважающий себя музыкант - по нотам, но, когда камеру приближают, видно, что это не просто нотный сборник, а свиток! В нем не просто ноты, а древнерусские крюки. "Знаменное пение вчера и сегодня" - так называется очередной рассказ Екатерины Юсуповой в рубрике "Камертон".

На детских страницах журнала юные читатели узнают о святом защитнике Руси Александре Невском, чью память Церковь чтит в сентябре. А их родители узнают, как наглядно и просто рассказать малышам о патриотизме, как прививать им любовь к Родине, приводя в пример ее доблестных защитников.

Памяти погибшего в ДТП звукооператора радиостанции "Град Петров" Алексея Зайцева посвящен материал "Обрести друга", подготовленный Ириной Левиной. В него включены расшифровки архивных записей: интервью с Алешей к десятилетию радио, беседы с супругами Зайцевыми из цикла "Семья". Сегодня, когда друзья и родные еще не до конца осознало потерю, редакция дает Алеше слово на страницах "Воды живой". О нем также рассказывает его супруга Анна.

В рубрике "Приход" журнал рассказывает о домовом храме-часовне Рождества Пресвятой Богородицы в Институте имени Отта. Здесь лежат роженицы. Они с трепетом воспринимают любой церковный обряд, участвуют в таинствах. "Период родов для женщины - особый, она становится чувствительной к мелочам... Рожениц необходимо поддерживать, вселять в них бодрость духа", - говорит настоятель храма иерей Максим Фионин. "С чего начинается жизнь" - так озаглавил свой материал Дмитрий Тарасов.

Уже 13 лет фестиваль старинной музыки "EARLY MUSIC" считается одним из самых современных в Санкт-Петербурге. Этой осенью в рамках форума его художественный руководитель Андрей Решетин готовит мастер-класс по григорианскому пению. Почему возник интерес к этой средневековой традиции, чем она может быть ценна для православных? Об этом с Андреем Решетиным беседует протоиерей Александр Сорокин. Интервью открывает рубрику "Культпоход", в которой читатель найдет также рассказ о детском интеграционном театре "Куклы", традиционные аннотации на новые книги, анонсы выставок, просветительских вечеров и курсов.

"Вода живая",
29.09.11

Темы