КОНЕВСКОМУ МОНАСТЫРЮ ПОДАРЕНА УНИКАЛЬНАЯ ПЛАЩАНИЦА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИЗГОТОВЛЕННАЯ В ГЕРМАНИИ

27 августа 2004 года, в канун праздника Успения Божией Матери, в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре произошло необычное событие - из Германии была привезена на остров Коневец и подарена обители уникальная Плащаница Божией Матери.
КОНЕВСКОМУ МОНАСТЫРЮ ПОДАРЕНА УНИКАЛЬНАЯ ПЛАЩАНИЦА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИЗГОТОВЛЕННАЯ В ГЕРМАНИИ
Плащаница Божией Матери

27 августа 2004 года, в канун праздника Успения Божией Матери, в Коневском Рождество-Богородичном мужском монастыре произошло необычное событие - из Германии была привезена на остров Коневец и подарена обители уникальная Плащаница Божией Матери. Святая Плащаница была изготовлена в Штуттгарте замечательной русской художницей Марией Петровной Хасцлер.

Родилась Мария Петровна (урожденная Краснорепова) в 1938 году в Мордовии. Академическое образование она получила в Уфе, а затем последовала за своим мужем, немецким инженером, в Германию. Он, можно сказать, "экспортировал" в Советский Союз немецкое "техническое знание", а Германия, в свою очередь, смогла "импортировать" необыкновенно талантливого художника. Она заняла на Западе особое место, потому что открыла неведомую там область искусства. Мария Хасцлер развила в своем творчестве специфическую русскую тему. Наверное, надо покинуть Родину, чтобы начать так беззаветно ее любить. В такой тоске по Родине пробуждается национальное самосознание художника.

В первоначальное время художница работала в основном над эскизами, рисунками и акварелями. В более позднее время она также предпочитала акварель, и сегодняшние акварели не уступают ранним ни по мастерству композиции, ни по цвету, в них ощутимо сказываются влияние солидной академической школы, учеба у Бориса Домашникова, Алексея Кузнецова, Алексея Кудрявцева. Ее живописная культура является результатом соединения русской и западной традиций, синтеза реализма и импрессионизма. На этом пути художница постепенно обретает все большую свободу и почти полностью уходит от академических канонов. Она стремится подчинить материальное духовному, перейти от реального к метафизическому. Это стремление к трансцендентности - специфическая русская черта. Острота видения, глубина чувствования натуры помогают Марии Хасцлер реализовать себя и в жанре портрета. Западногерманские художники уже давно практически не работают над портретом, и русская художница заполняет эту лакуну на германском художественном рынке.

Ирисы. Акварель.
Одна из работ художницы. "Ирисы". Акварель.

Именно в ФРГ художница стала работать над крупноформатными картинами, выполненными из различных материалов: вышивка, как на плащанице, позднее аппликации из шелка, шерсти, бархата, волос, бус. При этом образуется рельефная поверхность, оживленная игрой светотени. Эта известная со средневековья техника сегодня выглядит оригинально. Она называется "текстильный коллаж". Крупноформатные работы Марии Хасцлер не могут не поражать нас силой воображения и тематическим разнообразием картин.

С православным церковным искусством Мария Хасцлер познакомилась еще в Советском Союзе. Ей посчастливилось несколько лет прожить на квартире у монахинь в соседнем селе Шадыме, где они вместе со старшей сестрой учились в семилетней школе, единственной на всю округу. В доме у монахинь, в их келье, было много церковных книг и икон. Монастырский быт почти целиком захватил Марию, она выучилась читать по-церковнославянски и освоила трудное искусство церковного шитья. Она читала и перечитывала жития святых, молилась за утренними и вечерними келейными богослужениями. Зародившаяся тогда в душе девочки вера никогда ее не оставляла, наполняя светом жизнь и творчество художницы. В последнее время она совсем оставила светское творчество, полностью предав себя служению Церкви. Многие иконы ее работы украшают православные храмы Германии. А теперь и Коневская обитель обогатилась даром русской художницы из Германии - шитой Плащаницей Божией Матери.

Передача плащаницы монастырю
Передача плащаницы монастырю
Освящение плащаницы
Освящение плащаницы

С благодарностью и благоговением братия монастыря приняла эту святыню. Чин освящения Плащаницы совершил Настоятель монастыря игумен Исидор. Поистине неисповедимы пути Господни. Казалось бы, какая может быть связь между восстанавливающемся монастырем в бурном Ладожском озере, далеким немецким городом Штуттгартом и русской художницей, прожившей много лет за границей. Оказывается связь есть - она присутствует во всеобщей любви к Пресвятой Богородице. И, по своей неиссякаемой любви к роду человеческому, Матерь Божия устроила так, что бедный монастырь, который не может позволить себе тратить деньги на благоукрашение, а лишь думает о том как бы выжить среди льдов, получил сегодня нечаянную радость - работы Плащаницу, аналогов которой нет в мире.