Творческая встреча с протоиереем Алексием Уминским состоялась в рамках петербургского фестиваля "Открытая библиотека"

Священник представил книгу "Человек и Церковь".
Творческая встреча с протоиереем Алексием Уминским состоялась в рамках петербургского фестиваля "Открытая библиотека"
Разговор о христианской антропологии шел 19 октября в петербургской городской библиотеке имени Владимира Маяковского на встрече с протоиереем Алексием Уминским. В рамках фестиваля "Открытая библиотека" столичный гость, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах и телеведущий, представил книгу "Человек и Церковь. Путь свободы и любви", написанную им в соавторстве с Этери Чаландзией.

Книга адресована, в первую очередь, нецерковным людям, интересующимся феноменом жизни человека с Богом. "Мой соавтор - человек нецерковный. Но Этери - замечательный журналист, она понимает, что Церковь - это не огромный устрашающий институт, и хотела узнать о ней больше. Я старался дать ответ людям, которые о Церкви не знают, настроены к ней отрицательно или боязливо. Но это не катехизаторско-миссионерский труд - я просто старался поделиться своей любовью к Церкви", - рассказал отец Алексий.

Он отметил, что все фундаментальные представления о правах человека, его свободе и неповторимости связаны с христианской антропологией: учением о человеке как образе Божием. Хотя и античная культура говорила о человеке прекрасном, но только христианство дало ему понятие божественности. Ведь Бог Сам творит человека по Своему образу и после Сам становится Сыном Человеческим.

Как же природа человека связана с Божией? Что в нем от Бога? Нам многое известно о Боге - из сотворенного Им мира, из Писания, из собственного опыта богопознания. Свои Божественные смыслы Господь запечатлел в человеке. Все, что в Боге является непостижимым, в человеке лежит как зародыш. Это таланты. В человеке их может быть много. Если он развивается духовно, может достичь святости. Это и есть "подобие Божие": не зря мы называем святых "преподобными", то есть очень похожими на Христа. 

Как стать похожим на Бога, раскрыть способности, заложенные Им в нас? "Оказывается, раскрыться по-настоящему можно только находясь в связи с Богом. Человек без Бога ничего не стоит. Это показал весь ХХ век. Основная тональность мира - в проживании жизни максимально удобно для себя: я сам по себе, мне никто не нужен. Но Божественная, настоящая жизнь - раздающая, никогда не замыкающаяся на себе самом. Даже творение человека значит, что Бог делится Собой с человеком. Христианство "размыкает человека", ведь "нехорошо быть человеку одному". Бог делает человека уязвимым, чтобы ему всегда кого-то в жизни не хватало. Так и появляется Церковь в лице двоих: Адама и Евы", - продолжил отец Алексий.

По его мнению, Церковь сегодня - одно из самых проблемных мест для общества, в котором звучат вопросы: что это? зачем она нужна - свечки ставить? говорить, какой дресс-код нужен? ракеты святой водой освящать? жить внутри мощной корпорации? 

"Нет, все это лишь фиксация внешней жизни Церкви. Глубинное ее содержание раскрывается уже в творении Адама и Евы. Они становятся едиными друг с другом и с Богом. Не зря апостол Павел сравнил союз мужчины и женщины и любовь Бога к Церкви. Человек именно в Церкви, через Бога может научиться "раздаванию себя". Когда Христос отдает тебе себя - ты не можешь взять Его частично. Нельзя прийти к Нему и сказать: мне здоровья, успехов и счастья в личной жизни. Церковь не для этого существует, а для того, чтобы мы оказались способными принять Бога настолько, насколько способны это сделать. Принять Бога, стать "раздающим" - процесс мучительный, на который человек не всегда соглашается. Но эта уязвимость, способность чувствовать, неполнота своего существования без других людей и без Бога дает ему способность стать собой, увидеть настоящее время как бытие", - считает протоиерей Алексий Уминский.

Фото Рима Шагапова 
"Вода живая",
20.10.13