Птицы с глазами. Художник Александр Некрасов провел мастер-класс для слабовидящих учеников школы-интерната №1 имени Грота

- А почему у тебя птица без глаз?
- Птицы без глаз бывают.
- Надо нарисовать глаза!

…Двое учеников школы-интерната №1 имени Грота для слепых и слабовидящих детей разговаривают между собой во время мастер-класса, который проводит для них художник Александр Некрасов, директор государственного музея "Царскосельская коллекция".

Дети рисуют вид города сверху и почтовых голубей. Почтовых потому, что инициатор этого мероприятия - Центральный музей связи имени А. С. Попова. Акция проходит в рамках передвижной выставки "Мой друг музей", дающей детям возможность, не выходя из стен школы, познакомиться с экспонатами музея. 

- Сегодня два музея приехали в гости к нашим детям, - рассказывает Марина Артамонова, замдиректора школы-интерната №1 имени Грота для слепых и слабовидящих детей. - В рамках музейной педагогики тоже можно социально адаптировать детей с ограниченными возможностями. Это далеко не первое мероприятие подобного рода: у нас есть замечательный совместный с Государственным Эрмитажем проект "Прошлое на кончиках пальцев". В фондах и хранилищах Эрмитажа созданы и оборудованы для наших детей специальные классы, и этот проект реализуется в течение лет семи. У нас проходили мастер-классы с художниками. А потом работы детишек выставлялись в Государственном Эрмитаже. Многие ли могут сказать, что их работы были выставлены в Эрмитаже?!

В актовом зале школы собралось около пятнадцати детей 10-12 лет. Они увлеченно выводят фигуры птиц на растянутом по полу длинном рулоне бумаги. Каждый работает на отведенной ему части полотна, рисует свою композицию, но в итоге получится единая картина. Переговариваются по делу: кому-то нужно передать краску или стаканчик с водой. Присутствующие взрослые в работу юных художников не вмешиваются. Выполняют только роль технических ассистентов: моют кисти, меняют воду.

Мальчик в очках задумчиво обходит "холст" и рисующих детей.
- Что ты ищешь? - спрашивает его одна из взрослых "ассистенток".
- Мне нужна синяя краска, - отвечает мальчик.

Женщина подает ему то, что он искал. Ребенок подносит баночку очень-очень близко к глазам и, убедившись, что это то, что ему нужно, с довольным видом удаляется к своему рабочему месту. 

- Кому-то покажется странным, что люди с ограниченными возможностями по зрению могут рисовать или знают, что такое краска. Как можно незрячего человека научить, что такое "красный", что такое "синий"? Но наши педагоги и сотрудники различных художественных музеев помогают детям это понять. Помогают ощутить красоту, и даже незрячие дети могут ощутить красоту краски! Почувствовать, что мир не только черный, а разноцветный, - рассказывает Марина Артамонова.

В школе имени Грота учатся полностью незрячие дети и дети с остатком зрения. Незрячие занимаются по системе Брайля. Те, у которых "остаток зрения", иначе говоря - слабовидящие, занимаются по обычной программе, но читают и пишут крупными буквами. Все учащиеся школы по окончании учебы получают такой же аттестат о среднем образовании, как и выпускники обычных средних школ. Сегодня здесь вместе с художником - директором Царскосельского музея - занимаются дети с остатком зрения.

- Мы очень много сотрудничаем с музеями. С Музеем истории религии, с Музеем связи имени А. С. Попова. Сегодняшняя встреча произошла по инициативе самого музея А. С. Попова. Они привезли выставку и они же пригласили Александра Некрасова провести мастер-класс с нашими детьми. Ну а мы всегда открыты и всегда готовы к любым экспериментам! - с располагающей улыбкой говорит замдиректора школы.

Позволить детям выйти за рамки их ограниченных возможностей, позволить слабовидящим рисовать, дать им почувствовать цвет. В том числе почувствовать краску руками. Разрешить рисовать не кистями, а пальцами и ладонями. Это смелый эксперимент для школы.

- В детстве человек более раскрепощен и наиболее соответствует своему творческому сознанию, творческому восприятию мира. Абсолютно любой человек - он творец. Творец вслед за Создателем. И самое лучшее, и самое простое, чем может себя раскрыть человек - это умение рисовать, с этого начинается любой творческий процесс, - рассказывает художник Александр Некрасов. - Этот мир рисующего - очень глубокий и таинственный. Зачастую человек не верит в свои силы, а поверив, становится полноценной творческой личностью и может реализоваться. Мне хочется, чтобы каждый человек был самим собой, выразил свою индивидуальность и поменьше приспосабливался и лгал, а был просто таким, какой он есть.

- Возьми какой-нибудь другой цвет. Возьми синий, он тогда перекроет это. Должно получиться очень хорошо, - подсказывает художник своим сегодняшним подопечным. Только подсказывает, но в творческий процесс не вмешивается. Для него важно, чтобы ребенок самовыразился, а не просто "нарисовал картинку". Когда кто-то из педагогов пытается "улучшить" чей-то рисунок, Александр мягким, но строгим голосом останавливает: "Пусть они рисуют сами, не надо за них рисовать".

- Лучше детей, наверное, никто не может выражать свое отношение к миру, - убежден Александр Некрасов. - Хочется так же быть, как дети. Любой рисунок это сумма накопленного опыта. Поэтому и важно, чтобы каждый человек соответствовал своей индивидуальности, а не шел за кем-то или кому-то подражал. Найти именно свой путь - я думаю, это задача всей жизни. Двенадцать лет уже, как я работаю с больными ребятами, а педагогикой занимаюсь с 1986 года. Мне кажется, что у каждого человека есть какая-то миссия в жизни. Я занимаюсь своим делом. Педагогика - это часть творческого процесса, часть моей жизни. Миссии, которую я хочу осуществить. (Я вынужден еще и музеем заниматься, хотя и не хотел, но никому другому это дело передать нельзя, иначе начнутся изменения в политике музея.) 

- Очень красиво! Очень! - искренне радуется художник детским работам. - А клювик сделаем? А глазик? Возьми красную краску, будет хорошо.

- Наш отдел придумал этот проект, чтобы представить наш музей детям с ограниченными возможностями здоровья. Они не могут прийти в музей - и музей приходит к ним сам. - рассказывает Светлана Серебрякова, заведующая отделом музейной педагогики Центрального музея связи имени А. С. Попова. - Мы собрали небольшую коллекцию: телефонные аппараты, мобильные телефоны, телевизоры, радиолы, радиоприемники, старые фотоаппараты, сделали узелковые письма и теперь используем их как экспонаты передвижной выставки. Первая выставка прошла в Павловском детском доме - она простояла там два месяца, а теперь мы здесь. Передвижные выставки мы всегда сопровождаем мастер-классами. И в Павловске тоже с нами был Александр Михайлович Некрасов.

Вся работа заняла чуть меньше часа. Полотно было полностью раскрашено. Синие, зеленые, красные, желтые голуби летали по голубому, розовому, фиолетовому, коричневому, малиновому небу. Дети пошли обедать, а педагоги и сотрудники обоих музеев стали решать, где экспонировать столь масштабную живопись. В итоге пришли к решению оставить рисунок в школе и, закрепив его на твердой основе, повесить здесь же, в актовом зале, на пустующей стене.

Центральный музей связи имени А. С. Попова http://www.rustelecom-museum.ru/
Санкт-Петербургский государственный музей Царскосельская коллекция http://www.museumfa.ru
Школа-Интернат №1 им. К.К. Грота http://grot-school.ru/

ИА "Вода живая",
11.12.2013