Истории катехизации в Санкт-Петербурге была посвящена встреча, состоявшаяся 12 мая в книжном доме "Глагол". Ее организовало Свято-Петровское малое православное братство. Дискуссия собрала священников и мирян Санкт-Петербургской митрополии, интересующихся вопросами миссии и катехизации.
Во вступительном слове ведущая встречи - доцент РГПУ и СФИ Юлия Балакшина - отметила, что Свято-Петровское братство начало катехизическое служение в северной столице 20 лет назад и предложила посвятить собрание памяти архиепископа Михаила (Мудьюгина). Во многом благодаря его усилиям православная миссия была возрождена после долгого перерыва. 12 мая - день рождения владыки.
Доклад Юлии Балакшиной был посвящен катехизическому служению святого Иоанна Кронштадтского и священника Александра Гумилевского. Отец Александр был другом и однокурсником священника Иоанна Сергиева. Кронштадтского пастыря вдохновило то, что его сомолитвенник возродил традицию православных братств, создав в 60-х годах XIX века при храме Христорождественское братство. По его образу при кронштадтском Андреевском соборе вскоре было создано приходское попечительство.
На основании архивных документов и дневников кронштадтского пастыря Юлия Балакшина рассказала о его опыте как катехизатора. Выяснилось, что священник, впоследствии снискавший славу великого проповедника и наставника идущих ко Христу, начинал катехизационное служение с испытаний. В начале служения ему было запрещено проповедовать и выступать с лекциями. Недоброе отношение настоятеля, загруженность обязанностями на приходе мешали уделять должное внимание подготовке к лекциям и проповедям. Однако уже через год после запрета вышли его "Катехизические беседы", получившие высокую оценку епархиального начальства, а в 1874 году, уже будучи известным проповедником, отец Иоанн предложил изменить "материю катехизации" - объяснять основы веры на примере православного богослужения.
Об апологетической практике известного петербургского священника, преподавателя Закона Божия в Смольном институте и Ларинской гимназии Константина Аггеева рассказала научный сотрудник Всероссийского института растениеводства Наталья Швачко. Отец Константин противостоял попыткам превратить катехизацию в забюрократизированный и формализованный процесс. "Вера Христова затерялась в катехизисах и катехизических пособиях", - утверждал пастырь. Он умело использовал в беседах с молодежью мысли и подходы даже атеистически настроенных философов - Маркса, Фрейда, Ницше - и при этом стремился, отталкиваясь от них, прийти к положительному вероучению, к образу Христа и вдохновить им своих учеников.
После докладов был показан слайд-фильм, посвященный катехизации в Санкт-Петербурге в 1980-х годах. Центром церковного просвещения тогда была духовная академия, а пост ее ректора занимал архиепископ Выборгский Кирилл - ныне Святейший Патриарх. Он ревностно относился к идее просвещения верующих, благословлял оглашение взрослых людей, крестил оглашаемых в Великую Субботу. В домовом храме академии совершалась Божественная литургия апостола Иакова, во время Великого поста читался канон святого Андрея Критского на русском языке (в переводе митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима). Сам ректор произносил на богослужениях яркие и глубокие проповеди. Многие молодые люди оказались прихожанами этого храма. После богослужения они оставались в аудиториях академии, общались за чашкой чая. Общение продолжалось на квартирах, где с соблюдением конспирации читали Евангелие, обменивались книгами. Иногда перед верующими выступал приглашенный священник. Подобными духовными центрами были и некоторые приходы, где служили образованные и открытые людям священники. Многие с благодарностью вспоминают, например, настоятеля Спасо-Парголовского храма протоиерея Василия Лесняка. В конце 1970-х в Ленинграде существовало религиозно-философское общество. Его участники не просто собирались для обсуждения религиозных вопросов, но пытались создать "христианскую коммуну".
Среди тех, кто еще 1980-х годах понял важность катехизации, был нынешний протоиерей Александр Степанов, который ведет ее с тех пор постоянно. Отец Александр отметил, что катехизация важна как процесс воцерковления жизни, а не просто усвоение суммы знаний, поэтому должна быть длительной, хотя бы полугодовой. "Многие прошедшие оглашение начинают потом трудиться в Церкви", - отметил он. Именно так трудами священника появились благотворительное братство Анастасии Узорешительницы, сестричество милосердия, богадельня, детский приют, центр для наркозависимых.
Встреча окончилась обменом мнениями: участники поделились воспоминаниями о начале катехизации в Санкт-Петербурге.
Священноначалие Русской Православной Церкви уделяет большое внимание вопросам наставления верующих в христианской вере и нравственности. Высшим церковным советом утверждены и переданы в епархии "Рекомендации к деятельности штатного помощника благочинного по религиозно-образовательному и катехизическому служению", "Рекомендации к деятельности штатного помощника настоятеля по религиозному образованию и катехизации". Сейчас крещение в Санкт-Петербургской митрополии возможно лишь в случае, когда крещаемый (если позволяет возраст) и воспреемники прошли цикл катехизационных бесед. Правящий архиерей называет катехизационное направление одним из важнейших для прихода (наряду с молодежным и социальным служением).
"Вода живая",
12.05.14
Раздел:
ИА "Вода живая"