Семинар "Наука и теология" открылся в СПбГУ

Семинар "Наука и теология" открылся 24 апреля в СПбГУ. В Научно-богословском центре междисциплинарных исследований факультета искусств состоялось первое заседание. Его провел кандидат физико-математических наук, кандидат богословия, директор центра протоиерей Кирилл Копейкин.

Рассматривалась проблема соотношения науки и теологии. Отец Кирилл постарался отразить ретроспективу их взаимодействия в историческом процессе. Он начал с того, что Россия стала первой европейской страной, где теология была отменена как университетский предмет. Император Петр I вывел эту дисциплину за рамки светского образования и переместил в церковную образовательную сферу: "Он не хотел, чтобы его новая империя имела что-то общее со старой, от которой он избавлялся". Священник рассказал о взаимоотношениях государя с Готфридом Лейбницем. У немецкого ученого была идея создания универсального языка, с помощью которого можно вычислить истину. Он верил, что объединение христианских Церквей возможно под эгидой православия. Но вселить в царя эту идею физик не успел: время обоих приблизилось к смерти.

Итак, державный реформатор положил начало разделению сфер влияния науки и теологии. Далее отец Кирилл проследил развитие этого отдаления через советское время, когда теоцентричное мировоззрение могло оказаться причиной гибели ученого. "Был такой лозунг: "Советская власть не карает, а исправляет". Действительно, профессор университета Юрий Новицкий был простым человеком, ученым, а стал святым", - иронично и остро отметил отец Кирилл.

Об ошибочности разделения науки и теологии говорил Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед членами Высшего церковного совета в мае 2013 года. Предстоятель отметил, что выпускникам семинарий не надо замыкаться на гуманитарных науках, а наоборот, необходимо иметь представления и в естественнонаучной сфере, чтобы иметь целостную картину мира.

Отец Кирилл напомнил, что изначально наука как систематическое знание о мире возникла в XVII веке именно в религиозном контексте: "Бог дает откровение через два источника - Библию и мир. Если между ними есть противоречие, значит, мы неправильно понимаем. Эта идея принадлежит Фрэнсису Бэкону". То есть "книга природы" дает ключи к пониманию Библии.  

По словам отца Кирилла, наука строит теоретический образ мироздания. Античное слово "теория" произошло не от "Теос" - Бог, а от "теа" - "взгляд". Но и то, и другое отношение этих слов к "теории" верно, поскольку теория теологична. Только физике удалось достичь такого теоретического взгляда на мир. В ней есть законы - например, притяжения, - и что бы человек ни делал, этот закон существует. Исследуя эти вопросы, можно не только познавать мир, но и поставить себя на позицию Творца. Исаак Ньютон считал себя скорее богословом. Целью его научных трудов был путь к первоначальному знанию Бога, Его цельности. Альберт Эйнштейн говорил, что его главная задача - проникнуть в мысли Бога. А современный ученый-физик Алексей Буров высказал такое мнение: "Научное познание живет верой в единосущность разума человека и Сверхразума". Таким образом, опыт науки можно назвать объективным опытом веры.

Следующий семинар состоится в  научно-богословском центре 14 мая. Адрес - 9-я лин. В.О., 2/11.

ИА "Вода живая",
24.04.15