"Круглый стол" о православной миссии в Российской империи прошел в СПбДА

В день памяти равноапостольного Николая Японского, 16 февраля, в Санкт-Петербургской духовной академии почтили память своего святого выпускника - православного миссионера: Студенческое историческое общество организовало "круглый стол", посвященный православной миссии в Российской империи.
"Круглый стол" о православной миссии в Российской империи прошел в СПбДА

Деятельность святителя Николая была рассмотрена как как яркий пример миссионерского служения за рубежом; участники поговорили об особенностях миссионерской деятельности в то время. Гостем встречи стал заведующий управлением Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний, также выпускник СПбДА.

Куратор студенческого исторического общества Дмитрий Карпук отметил, что святителя Николая Японского можно поставить на первое место среди миссионеров Русской Церкви.

"Жизнь и деятельность святителя чрезвычайно интересны, но в данном случае хотелось бы обратить внимание на два аспекта. Во-первых, миссионерские труды святителя Николая демонстрируют, что Русская Православная Церковь в XIX веке достигла наибольших успехов в сфере своей внешней миссионерской деятельности. С другой стороны, несмотря на успехи, те многочисленные трудности, с которыми святитель Николай сталкивался и которые ему приходилось преодолевать, говорят нам о том, что, к сожалению, в Синодальный период у нас так и не было разработано четкой программы по развитию внешней духовной миссии", - отметил Дмитрий Карпук.
Владыка Антоний рассказал о современном состоянии миссии в Русской Православной Церкви и поделился со студентами своим взглядом на то, какое значение в этом процессе имеет ответственность миссионера.

"Думаю, что сегодня, говоря о миссии в современной нам действительности, мы можем сказать, что в каком-то смысле находимся в самом начале большого пути. Почему? Потому что последние двадцать пять лет наша Церковь буквально вставала с колен после тех страшных ран, которые ей были нанесены за годы атеистического господства. Она была вынуждена решать в первую очередь свои внутренние вопросы, строить храмы, заниматься подготовкой священников и так далее. У нее не было возможности заниматься миссией в самом широком понимании этого слова".
Епископ отметил, что в миссионерской деятельности есть два направления: миссия внутри стран канонической ответственности Московского Патриархата и миссия за их пределами. В первом случае миссией руководит Синодальный миссионерский отдел, который предпринимает усилия для того, чтобы просвещать светом веры Христовой народы, проживающие в нашей стране. Во втором - миссионерская деятельность ложится на плечи духовенства, которое служит на зарубежных приходах.

Владыка подчеркнул, что подлинные миссионеры прошлого не только крестили людей: они переводили Священное Писание и другие тексты на разные языки, строили храмы, основывали приходы, занимались подготовкой священнослужителей из местной среды.

Студент аспирантуры Виктор Вытнов выступил с докладом "Общая характеристика православной миссии в России в XVIII - начале XX века: провалы и достижения", студент 1-го курса магистратуры Сергей Шкурко рассказал о христианской миссии в Японии в XIX веке по материалам дневников святителя Николая (Касаткина), студент 1-го курса магистратуры Алексей Еврокатов выступил с докладом "Православная миссия в Америке: вклад святителя Тихона (Беллавина) в дело развития православной миссии в Америке". Завершил цикл выступлений студент 4-го курса бакалавриата Глеб Киреев с докладом "Миссионерская деятельность святителя Макария (Невского)".

ИА "Вода живая" - сайт СПбДА,
16.02.17