Прошла лекция иконописца Филиппа Давыдова

В рамках лектория "Предание.ру" в Свято-Владимирской школе Новодевичьего монастыря 19 февраля состоялась лекция иконописца Филиппа Давыдова "Золото в храме: мешает или помогает". 

Лектор совершил экскурс в историю, назвав причины появления в храмах золотых элементов отделки. Он напомнил, что при строительстве скинии Моисеем по велению Бога было использовано золото. Но дело было не в ценности этого металла: он рассматривался как символ света. Золото играет ключевую роль и в христианской атрибутике, оно вошло в систему символов ранневизантийской культуры.

"В первую очередь золото символизирует свет и сияние, а из-за отсутствия прозрачности его блеск соединен с его тяжестью. Оно непрозрачно и светоносно. И оба эти аспекта присущи небесному Иерусалиму, который описан в Евангелии через сравнение со стеклом и золотом. Символика золота важна и близка христианской традиции, но воплощается по-разному на Востоке и Западе. Византийские художники во множестве икон и монументальных изображений создавали фон из золотой смальты и сусального золота, а западные делали витражи. Сусальное золото на мозаике или иконе принимает свет в себя и немедленно его отражает, а в стекле витражей воплощается прозрачность, способности пропускать через себя".
 
Начало работы с золотом как материалом для создания произведений искусства было положено в эпоху Возрождения, когда художники начали осознавать себя творцами и все меньше - ремесленниками. Для церковного человека золото было образом света и истины, божественной славы и энергии. 

Золото - один из активных компонентов украшения храма, использовать его нужно аккуратно, не "утяжелять" облик храма. В храмовом пространстве важно не обилие золота само по себе, а то, насколько хорошо оно корреспондирует с другими элементами и подчиняется общему замыслу. 

"Золото в храмовом убранстве считывается на разных уровнях восприятия: визуальном, историческом, символическом и богословском. Иконописец во многом выступает в роли богослова, воплощая Слово Божие в образах. Важно использовать золото как материал, позволяющий сделать образ многомерным, обогащая его всеми упомянутыми значениями. Концепция интерьера храма создавалась веками, здесь каждый символ и образ наделены смыслом и объединены общей целью, и золото - лишь часть цельного образа", - подчеркнул иконописец.
 
На сайте "Предание.ру" в разделе "Лекторий" размещены программа встреч и лекций, а также видеозаписи прошедших мероприятий. 

ИА "Вода живая", 
19.02.19


Воскресенский Новодевичий монастырь

196084, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр., 100

Упоминания в новостях

Все новости