Открылась выставка "И в буре тишина"

Выставка "И в буре тишина" открылась 1 марта в Gallery-AS. Участники - известные петербургские художники Алексей Талащук, Вячеслав Михайлов, Лариса Астрейн, Елена Гриценко, Владимир Загоров, Алексей Смоловик, Михаил Цэруш.

Творчество художников, представленное на выставке, - продолжение традиций русского авангарда и Серебряного века. Их объединяет стремление к достижению чистой и совершенной формы, рождающее в зрителе состояние отрешенности, близкое к молитвенному. Присутствует в произведениях и собственно религиозная тематика.

Куратор, директор пространства Gallery-AS художник Алексей Смоловик не первый год организует в канун Великого поста выставки, посвященные духовным поискам с помощью пластического искусства.

"Современным художникам необходимо владеть не одним-единственным языком изобразительного искусства, а, сродни празднику Пятидесятницы, когда апостолы заговорили на всех языках и наречиях, многими, - говорит он. - Для художника языки пламени, сошедшие на апостолов, - не только духовное видение, не только понимание любых словесных языков, но и синтез, взаимопроникновение различных искусств. Авторы раскрывают различные состояния духа - например, пасхальную радость, не по букве, не как книжники... Все живое постоянно растет и обновляется, центробежные силы всегда чередовались с центростремительными, возвращение к корням, традициям и прошлому сменялось новаторством и устремлением в грядущее, поэтому каждый век христианского искусства имел свой неповторимый пластический язык. Книжников и фарисеев в Евангелии называют лицемерами: "Чтут меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Мк. 7: 6). Авторы стремятся раскрыть евангельскую мысль через состояния сердца, а не через сюжет, очищая визуальный язык до первоэлементов, как у исихастов - до тишины и молчания..."

Алексей Талащук в работе "Праздник" показывает икону как таковую, как окно в инобытие, но многие зрители видят в этом образе святую Ксению Блаженную. Вячеслав Михайлов в картине "Белая ночь" представил архитектурный образ Санкт-Петербурга как единый ансамбль, напоминающий храм. В работах из серии "Окраины" - маленькие часовни и церкви не теряются на фоне огромных современных зданий, а организуют пространство картины. Графическая серия "Спаситель" - размышление над образом Иисуса Христа. Владимир Загоров в триптихе "Представление" переводит окружающий мир в пространственные символы. Его овальная композиция - это и пасхальное яйцо, и одновременно Вселенная, стремящаяся к идеальной округлой форме. Алексей Смоловик в работе "Ветви" тоже обращается к идее органики, роста, единства природы как симфонии. В работе "Пасхальную радость" - гармония красного и зеленого, цвета Воскресения и жизни, Пасхи и Троицы.

В экспозиции можно выделить работы "стерлиговцев" - художников, продолжающих искания Владимира Стерлигова (1904-1973), ученика Казимира Малевича. Стерлигов называл свою систему "чашно-купольной", мысля Вселенную в виде сфер, при касании которых образуется кривая. В работах Ларисы Астрейн читается и тема креста, и тема космоса как живого организма. В ее работах на тему Пятидесятницы абрисы фигур сами становятся языками пламени. Работы Михаила Цэруша продолжают идеи и Казимира Малевича, и Владимира Стерлигова: так, в работе "Натюрморт" исследуется созвучие предмета с окружающей геометрией пространства. Елена Гриценко в картине "Мать и дитя" обращается к архетипу материнства с явным отсылом к православной иконе. Во второй ее работе, "Пейзаж", решается задача "иного зрения", метафизического, всеобъемлющего.

На выставке представлены также прориси Алексея Смоловика, выполненные им во время обучения иконописи на подворье Оптиной пустыни, показывающие как византийские истоки нашей культуры, так и то, что пластика иконописных линий созвучна современному языку живописи.

Выставка открыта до 26 апреля. Вход свободный. Адрес Gallery-AS: эко-лофт "More Place", пр. КИМа, 6 (3-й этаж). Тел. +7 (906) 257-20-58.

ИА "Вода живая"
01.03.22