Журналисты побывали в Центре святого Василия Великого

Пресс-тур в Центр святителя Василия Великого состоялся 30 июня. Его организовал Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Центр святителя Василия Великого - единственная в России организация, помогающая молодым правонарушителям в режиме круглосуточного проживания как альтернативе тюремному заключению. Подростки 14-19 лет приходят сюда по приговору или постановлению суда на срок от 9 месяцев до 3 лет: районные суды Санкт-Петербурга не лишают их свободы с возложением обязательства пройти курс реабилитации в центре.

Встреча началась с завтрака в "Кофейне Просто", которая действует при организации. Как рассказала руководитель центра Юлиана Никитина, все сотрудники и воспитанники попробовали себя в качестве бариста.

Один из основателей центра - настоятель храма святой Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр Степанов рассказал, что в 1995 году стал настоятелем храма при детской колонии и уже тогда убедился, что результат пребывания подростков в так называемых исправительных учреждениях обратный: вместо исправления они становятся закоренелыми преступниками. Возникла идея создать реабилитационный центр для подростков, отбывших срок в колонии. Благотворители помогли приобрести помещение, но опыт был неудачным. Появилась идея сделать так, чтобы дети вообще не попадали в колонию, где их психике наносится очевидный и чаще непоправимый ущерб.

Специалисты разработали программу реабилитации, рассчитанную на сто дней. "Отец Александр много лет назад увидел во мне потенциал, - рассказала Юлиана Никитина. - По роду деятельности я была от этого далека, но впоследствии получила соответствующее образование".

Отец Александр добавил, что выбрал Юлиану как творческого человека, кроме того, она смогла правильно выстроить отношения со своими тремя детьми.

"При организации жизни ребят мы учитывали негативные факторы, бытующие в колонии, и твердо решили, что у нас ничего подобного быть не должно, - продолжает отец Александр. - Самое ужасное в пенитенциарной системе, что административные функции начальство учреждения передает заключенным: "сильные" властвуют над "слабыми", требуют полного подчинения, вершат суд. Мы решили строго подавлять возникновение иерархии среди воспитанников, никого не выделяя: у сотрудников нет "любимчиков". Основная задача - создать поток жизни, отличный от того, к которому подростки привыкли. Необходимо ограничить круг общения, отсюда - требование стационара. Ребята посещают музеи, театры, занимаются развивающей деятельностью. Волонтеры помогают им делать уроки, занимаются с ними спортом: это и наши прихожане, и другие люди, в основном студенты. У нас нет задачи непременно воцерковить воспитанников. С церковной жизнью они знакомятся "по касательной": на летних каникулах во время поездок останавливаются в монастырях, узнают о монашеской жизни. В городе их никто не обязывает ходить в храм. Ну, читают "Отче наш" перед едой, и все. Если у кого-то возникает желание обратиться к священнику, тогда другое дело".

Заместитель главы городского комитета по молодежной политике Иван Есипов рассказал о поддержке профильного комитета, в том числе финансовой, о совместных проектах центра с другими организациями. Он упомянул, что на высоком уровне принято решение перенимать опыт центра в других регионах. Комитет по молодежной политике помогает ребятам, закончившим программу реабилитации в центре, устроиться на работу, проводятся сборы в войсковой части Ломоносова.

Юлиана Никитина продолжила тему прихода воспитанников к вере: "Изначально ребята не имеют религиозных запросов - мы только можем создать условия для их формирования. Но, пройдя курс реабилитации, они по крайней мере понимают, что такое хорошо и что такое плохо. Мы идем вслед за ними, учитываем их потребности, уровень развития. После летних поездок в монастыри многие изъявляют желание в воскресенье пойти в храм. Думаю, успех нашей деятельности основан на том, что мы честны с ними, не пытаемся что-то изображать. Важно дать им тепло и заботу, которой они в обычной жизни могут быть лишены, но не допускать, чтобы воспитанник видел в сотруднике "папу" или "маму", следить, чтобы не привязывался к ним чрезмерно".

Журналисты посетили два помещения центра - основное, на 16-й линии Васильевского острова, и дополнительное, на 12-й. Экскурсии провели проживающие в центре воспитанники. Федор рассказал, что оказался здесь, даже не успев ничего совершить: его отец всячески рекомендовал ему пожить в центре, видя, что круг общения сына может завести его "не туда". Молодому человеку понравилась профессия бариста, он чаще всего работает в кофейне. Есть у него и планы поступления в колледж. Во вторую реабилитационную группу центра входят менее "сложные" ребята, они живут почти самостоятельно, но под контролем воспитателей. Помещения - уютные, в каждом корпусе есть комната отдыха с телевизором, диванами, картинами на стенах.

Конечно, как бы ни были условия проживания в центре приближены к домашним (хотя и это очень условно, особенно если речь идет о детях из неблагополучных семей), это - исправительное учреждение, и распорядок здесь строгий. Воспитанникам не разрешается покидать помещения, хранить медикаменты, не назначенные врачом, пользоваться самостоятельно телефонами и другими гаджетами, ругаться матом. Про драки и речи не идет: это ЧП, в таких случаях вызывают полицию и составляют протокол. Все обязаны соблюдать режим дня и участвовать в мероприятиях. Каждый может выбрать занятие по душе: одному ближе музыка, другому лепка. Но ничего не делать - нельзя.

Для воспитанников была проведена экскурсия по Эрмитажу, на которой побывали и журналисты. В ДК Кирова они ознакомились с музыкальной студии центра, затем поехали в Василеостровский суд, где им рассказали, каким образом подростки становятся воспитанниками центра.

Обед состоялся в ресторане подворья Оптиной пустыни, а для ужина сотрудники ресторана приготовил салаты и сэндвичи.

Журналисты посетили занятие по керамике и тренировку по капоэйре, затем все собрались на ужин в "Кофейне Просто", где продолжилось общение.

Юлиана Никитина рассказала, что соседи по дому сначала негативно отнеслись к тому, что во дворе появился центр для трудных подростков, писали жалобы, но потом поняли, что от такого соседства есть только плюсы. Двор благоустроили настолько, что туда специально приходят люди, чтобы фотографироваться. Популярностью пользуется гигантский стул из бревен, желающим залезть на него предоставляют лестницу.

На вопрос о взаимоотношениях с родителями Юлиана Никитина ответила, что сотрудники стремятся их наладить. Раньше в основном сюда попадали дети из неблагополучных семей, сейчас все больше семей внешне благополучных, но в любом случае причина асоциального поведения подростков - в семье. Все большее распространяются синтетические наркотики, практически все дети состоят на учете у нарколога и психиатра.

Пока у центра нет возможности организовать проживание для девочек. Они находятся на социальном патронате: приходят в центр, но не живут в нем. Поэтому результаты реабилитации лучше у мальчиков.

Есть планы организовать при центре домовый храм Зосимы и Савватия Соловецких: в сложной для учреждения ситуации молились им на Соловках, и ситуация разрешилась. Сам центр носит имя святителя Василия Великого - это предложение отца Александра: святой известен как богослов, но именно он первым заявил, что Церковь должна помогать нуждающимся.

Во дворе центра состоялся праздник, посвященный началу "Школы странствий" - двухмесячного путешествия ребят по северу России с проживанием в палатках и на монастырских подворьях.

Участники движения военно-исторической реконструкции познакомили воспитанников с доспехами XV века и приемами боя на мечах. Желающие примерили доспехи, подержали оружие.

За 18 лет работы курс реабилитации в центре прошли 400 воспитанников. Только 20% совершили повторные правонарушения. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Мария Львова-Белова предложила сделать Центр святителя Василия Великого федеральной площадкой для реализации программы "Подростки России".

ИА "Вода живая",
30.06.22