Петербургская премьера фильма Сергея Дебижева "Святой архипелаг" состоялась 8 марта в кинотеатре "Аврора". Масштабное киноповествование о жизни Соловецкого монастыря снималось два года. Музыку написал Вячеслав Бутусов. Фильм получил Гран-при Московского международного кинофестиваля, а также международных кинофестивалей "Радонеж" и "Лучезарный ангел". Он снят в формате 6K.
На встрече с журналистами режиссер рассказал, что наместник и братия, поняв, что кинематографисты снимают что-то большее, чем обычный репортаж, стали им помогать, молиться за них. Изначально автором музыки значился Борис Гребенщиков, но на смену ему пришел Вячеслав Бутусов: Гребенщиков, к сожалению, переехал жить в Лондон, и сотворчество на таком расстоянии невозможно. Бутусов прекрасно справился с задачей, и не нужно видеть в нем исключительно рок-музыканта: он занимается и духовным, и симфоническим жанрами.
Мастер подчеркнул, что картина заново откроет зрителям Соловецкий монастырь, и предупредил, что приезжать туда "просто посмотреть" не стоит, нужно ехать только в паломничество. Задача отразить историю обители не ставилась. "В своих картинах я стараюсь отражать художественные задачи, это важнее, чем даты и цифры, - сказал Сергей Дебижев. - Мы не могли не затронуть соловецкую трагедию ХХ века - лагерь "СЛОН", но только потому, что это отражается на современной жизни монастыря. В его истории было немало примечательных моментов: "Соловецкое стояние" во времена церковного раскола, попытка захвата островов англичанами в Крымскую войну. Но нам был важнее образ обители, колорит, гармония. В фильме нет проходных кадров".
Режиссер поделился мыслями о современном искусстве. По его мнению, история искусства закончилась в начале ХХ века, а все, что происходило после, - профанация. Он считает, что наступил благоприятный момент, чтобы задуматься над тем, что представляет собой русская культура, что для нее важно: "Мир таков, что глаз не оторвать, и не замечать волшебство мира невозможно. Нам нужно выйти на светлую дорогу, долгое время нас вели в противоположную сторону. Нужно построить новую культуру, новое искусство". Искусство, в том числе и кинематограф, должно повернуться в сторону добра: зло выразительно, кино его активно эксплуатирует, а рассказать о светлом и прекрасном трудно. Что касается кинематографа последних двадцати лет, то он не может назвать выдающихся фильмов, за исключением "Амели" Жан-Пьера Жене и "Гранд-отеля "Будапешт" Уэса Андерсона.
Съемочная группа приобрела для монастыря кинопроектор и экран, кроме того, неоднократно делала пожертвования. Сотрудничество продолжается: режиссер снимает фильм "Крест" о том, как христианство повлияло на мир. Съемки проходят во многих странах, в том числе в России.
Сергей Дебижев подчеркнул, что русская культура, заимствуя те или иные явления из других культур, гармонизирует их, делает более человечными. В полной мере это относится к русскому року, недаром многие деятели отечественной рок-музыки пришли к Богу.
Перед просмотром была представлена съемочная группа: продюсер Наталья Дебижева, режиссер монтажа Сергей Белик, композитор Вячеслав Бутусов. Наталья Дебижева выразила благодарность наместнику монастыря епископу Озерскому Порфирию и братии, а также Минкульту, выделившему деньги на производство фильма.
Было зачитано приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.
"Будучи православным по духу, режиссер картины, одаренный мастер Сергей Дебижев предпринимает удачную попытку заглянуть во внутреннее делание монашествующих, и исполняет замысел талантливо, деликатно, с большим художественным вкусом. Соразмерность работы камеры, точность подобранного видео и звукоряда позволяет погрузиться в атмосферу молитвы, тишины, покоя. Именно этого недостает в шумном и суетливом мегаполисе, где все крайне заняты и вечно спешат так, что подчас не успевают осознанно жить! Достоинство картины - свидетельство о Соловках как месте, где молятся за Россию, за всех нас, за благополучие и достойное устроение нашего земного Отечества", - сказано, в частности, в приветствии.
Сергей Дебижев рассказал, что на съемки дал благословение Святейший Патриарх Кирилл. Группа приезжала несколько раз - на определенные события, в разные времена года. Удалось получить квадроцикл, оператор вел самостоятельную съемку. Сначала не хотели пускать кинематографистов в пекарню в момент выпечки просфор, но вопрос удалось уладить. Завершает фильм сюжет монашеского пострига, и один из героев, инок Михаил, становится мантийным монахом.
На вопрос о сценарии режиссер ответил, что в документальном кино сценарий не имеет особого смысла: ситуация сама диктует, что следует делать. Часто что-то подсказывали сами монахи. Разумеется, не весь отснятый материал вошел в фильм. В соцсетях будут выложены полные видео бесед с монахами.
Ведущий вечера Александр Малич отметил, что пример фильма, возможно, будет способствовать выходу отечественного документального кино из кризиса. Главной проблемой много лет было то, что документальные фильмы негде прокатывать, можно лишь показать по телевизору. А фильм "Святой архипелаг" выходит в широкий прокат. Продолжая тему, Сергей Дебижев отметил, что кинопрокат, к счастью, покинуло низкокачественное американское кино, что дало возможность организовать широкий показ фильм "Святой архипелаг". Он подчеркнул, что начиная с 1950-х годов, ни одна русская картина не получала призов на Московском кинофестивале, поскольку большинство членов жюри были иностранцами и не понимали проблем российского общества.
"Я бывал в Соловецком монастыре, но это была непродолжительная поездка, - сказал корреспонденту ИА "Вода живая" епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. - Во время просмотра полностью погружаешься в удивительную природу, атмосферу монастыря, осознаешь подвиг, который несут монашествующие. Фильм вызывает желание поехать на Соловки вновь".
В Санкт-Петербурге фильм можно посмотреть в кинотеатрах "Аврора", "Родина", а также в сетях кинотеатров "КАРО", "Формула кино", "Синема Парк" и "Мираж Синема".
ИА "Вода живая",
08.03.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура