Галерея графики открылась в Эрмитаже 16 июня. Она познакомит посетителей с музейной коллекцией западноевропейской гравюры и рисунка XV-XVIII веков. Галерея открылась первой выставкой под названием "Гравюры и рисунки: диалог искусств от Дюрера до Гойи".
Экспозиция графики будет полностью обновляться. Как рассказала один из кураторов Карина Красильникова, это связано с сохранностью произведений. Они должны выставляться при освещении не больше 50 люкс и не дольше четырех месяцев. Затем экспонаты должны вернуться в хранение, "отдохнут" и смогут снова выставляться.
"Впервые в постоянной экспозиции будут представлены произведения, которые до этого посетители могли увидеть лишь на временных выставках, - сообщил другой куратор Василий Успенский. - Мы изменили подход к экспонированию, чтобы произведения можно было рассматривать вблизи и оценить их в полной мере. Постоянная смена экспозиции позволит посетителям чаще видеть произведения Альбрехта Дюрера или других мастеров, которые в рамках масштабных выставок могли экспонироваться крайне редко".
В фондах Эрмитажа - около полумиллиона пятисот тысяч гравюр и сорок тысяч рисунков западноевропейских школ с XV по XX век. Запланированы тематические подборки, а также отклики на юбилейные даты и события современности.
Выставка разделена на четыре раздела. Первый - "Граверы-рисовальщики" - занимает два зала. Он посвящен произведениям мастеров, работавших как в рисунке, так и в гравюре: Альбрехту Дюреру, Жаку Калло, Антонису Ван Дейку, Рембрандту, Пармиджанино, Хендрику Гольциусу. Чтобы яснее представить зрителю общие черты и различия, гравюра и рисунок одного и того же автора помещены рядом. Два графических искусства во многом несхожи. Гравюра - экстравертна, предназначена для тиражирования и доступа широкому кругу зрителей. Она тяготеет к отчетливости и законченности в деталях, создается месяцами и является плодом коллективного труда автора композиции, гравера, резчика букв, печатника и издателя. Рисунок - интровертен, не предназначен для публикации и создается, как правило, одним автором. Он может быть плодом нескольких секунд, зачастую спонтанен, не закончен и неясен. Их объединяет основа, в большинстве случаев - бумага, склонность к монохромности, дешевизна.
Техническая сложность зачастую отталкивала живописцев, многие из которых предпочитали сотрудничать с профессиональными граверами и использовали многотиражность гравюры для рекламы своей школы. Тем более высоко ценились работы мастеров, которые самостоятельно воплощали свои художественные замыслы в эстампе.
Одним из таких мастеров был Альбрехт Дюрер. Сын ювелира с детства умел работать не только с бумагой и холстом, но с металлом и деревом. Его подход к графике отличался точной, ювелирной, единственно верной линией и детализированностью. На выставке можно увидеть его рисунок для витража в церкви Святого Зебальда в Нюрнберге "Мадонна с младенцем" и гравюру "Святое семейство с тремя зайцами".
Изобретение офорта сделало гравюру доступной каждому рисовальщику. Первым мастером, открывшим выразительность свободного, неупорядоченного офортного штриха в противовес отчетливости и ясности резцовой линии, был Пармиджанино. Его офортная манера, приближенная к выразительности и простоте перьевого рисунка, не требующая специальной гравюрной выучки, стала отправной точкой для непрофессиональных граверов последующих эпох - Рембрандта, Лоррена, Буше.
Особое внимание на выставке уделяется подготовительным рисункам к гравюрам - творческой кухне великих художников. Этому посвящен второй раздел - "От рисунка к гравюре". Подавляющее большинство рисунков Жака Калло, дошедших до нас, - наброски к офортам. Он не был живописцем, но был искусным гравером и рисовальщиком. Все идеи, воплощенные в его графических произведениях, принадлежат ему, он не копировал произведения других мастеров.
В отличие от Калло, Рубенс почти не занимался гравюрой. Профессиональные рисовальщики и гравёры работали над копированием произведений знаменитого фламандца. Нередко они сами делали подготовительные рисунки, которые затем собственноручно корректировал Рубенс. На выставке можно увидеть рисунок и гравюру, воспроизводящие несохранившуюся картину Рубенса "Обручение Марии и Иосифа".
Рембрандт не делал подготовительных рисунков - только наброски деталей. Обладая безупречной меткостью глаза и твёрдой рукой, он чаще всего наносил рисунок будущей композиции прямо на гравировальную доску. На выставке можно увидеть "Этюд с верблюдами", натурную зарисовку, вероятно, служившую Рембрандту подспорьем при создании офорта "Христос, исцеляющий больных", или "Лист в сто гульденов".
В разделе "Игра в имитацию" представлены гравюры, создававшиеся в подражание рисункам - изысканные цветные листы XVIII века в сложных техниках, виртуозно воспроизводящие все особенности оригиналов. В разделе "От гравюры к рисунку", выставлены рисунки, восходящие к гравюрам: от имитации гравюрного штриха до обманок с изображением эстампов.
Выставка будет работать в галерее графики до 8 октября.
ИА "Вода живая",
16.06.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура