Выставка "Мозаика судьбы", приуроченная к 150-летию со дня рождения выдающегося русского мозаичиста Владимира Фролова (1874-1942), открылась 1 ноября в часовне-музее храма Воскресения Христова ("Спаса-на-Крови"). Она подготовлена совместно с Центром научных учреждений Российской академии художеств, Российским государственным историческим архивом, потомками художника.
Директор ГМП "Исаакиевский собор" Юрий Мудров отметил, что династия Фроловых - часть большого художественного мира тех лет, она занимает место в истории не только отечественного, но и мирового искусства. Предыдущая выставка в часовне-музее, посвященная разрушенному собору святого Александра Невского в Варшаве, связана с нынешней: мастер трудился над его убранством. Часть прошлой экспозиции помещена в одной из витрин, экспонаты предоставила Пинская епархия (Белоруссия).
Медалей "Благотворитель" были удостоены потомки мозаичиста - внук Владимир Фролов и правнучка Анастасия Мурзина-Бенуа. Участникам и партнерам проекта вручили благодарственные грамоты.
Концертный хор Санкт-Петербурга (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Беглецов) под управлением Андрея Охлобыстина исполнил духовные песнопения.
Заместитель директора музея Анна Голованова подчеркнула, что "Спас-на-Крови" в советское время чудом уцелел: его не раз собирались взорвать, во время войны в него попал снаряд, но не разорвался. Она поблагодарила сотрудников Центра научных учреждений РАХ и РГИА, рассказав, что по архивным данным уточнена дата рождения художника.
Внук мозаичиста Владимир Фролов отметил, что представители династии были связаны с Исаакиевским собором и "Спасом-на-Крови". В советское время их имена были забыты. Его отец Александр Фролов занимался популяризацией творчества предков, но смерть помешала ему завершить начатое. Сам Владимир Фролов работал в Обществе охраны памятников и был выбран куратором "Спаса-на-Крови", где многое узнал о своей династии. Затем работал в Музее истории Санкт-Петербурга, готовил выставку в Манеже про семью Бенуа.
Анастасия Мурзина-Бенуа отметила, что память о ее прадеде и дедушке Владимира Александровича бережно хранится в семье Бенуа. Сама она заведует мемориальной квартирой Леонтия Бенуа на 3-й линии Васильевского острова. Леонтий Бенуа был тестем мозаичиста Фролова, они были соратниками, вместе работали. В семейном музее рассказывают о Владимире Александровиче Фролове, который в свои последние годы жил в этой квартире и умер в ней, успев завершить работу. Москвичей Анастасия Мурзина-Бенуа призывает вспомнить о своем прадеде, когда они будут проезжать мимо станций метро "Автозаводская" и "Новокузнецкая": он работал над мозаичным оформлением.
Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина Нина Кутейникова рассказала о документе, который запомнила: во время войны Фролов пишет письмо в правительство, чтобы ему дали семь литров керосина для работы. Он предлагал украшать городские здания небольшими мозаичными панно. Подобные есть в Новодевичьем монастыре, в Александро-Невской лавре. Это - развитие идей истинного патриота России.
На семейных фотографиях Владимира Фролова и Анастасии Мурзиной-Бенуа можно увидеть Владимира Александровича в кругу семьи, с женой и детьми, за работой в мастерской. Один из снимков запечатлел перенесение мозаики Михаила Ломоносова "Полтавский бой" в здание Академии наук на Университетской набережной, где в 1925-1931 годы Фролов ее реставрировал.
На выставке представлены студенческие работы отца художника Александра Никитича, его брата Александра Александровича и самого Владимира Александровича, эскизы мозаик для "Спаса-на-Крови", в том числе исполненные Александром Рябушкиным и Кузьмой Петровым-Водкиным. Владимир Фролов создавал мозаики и в других городах: экспонаты рассказывают о храмах Киева, Барановичей. Рядом с витриной, посвященной собору святого Александра Невского в Варшаве, - фотография 1912 года, запечатлевшпя создателец святыни Леонтия Бенуа, Виктора Васнецова, Владимира Фролова. В советское время художник работал над светским объектами, в экспозиции помещены эскизы мозаик для московского метро.
Владимир Фролов принадлежал к потомственной семье русских мозаичистов. Его отец, Александр Фролов (1830-1909), до 1891 года был среди художников Мозаического заведения Императорской Академии художеств. Трудился над выполнением мозаичных картин для Исаакиевского собора. Вслед за отцом мозаикой занимался его старший сын Александр Фролов (1861-1897). В 1890 году Фроловы организовали первую в России частную мастерскую декоративной мозаики. В нее был зачислен и младший сын Александра Фролова, Владимир. С 1894 года он учился в училище при Императорской Академии художеств. Смерть старшего брата в 1897 году сделала его организатором семейного дела, и он оставил учебу. В 1895 году мастерская выиграла у Мозаического заведения Императорской Академии художеств и двух итальянских фирм конкурс на выполнение наружных мозаик "Спаса-на-Крови". Затем Фроловы получили заказ на исполнение мозаичного убранства интерьера. В 1905 году Владимир Фролов женился на дочери архитектора Леонтия Бенуа Нине. В 1918 году мастерскую закрыли, художник переехал в мастерскую Академии художеств, где созданы его последние работы. До революции Фроловы жили в собственном доме на Большом проспекте Васильевского острова (№ 64), там же размещалась мастерская. В 1929 году семья была вынуждена переехать в квартиру Леонтия Бенуа. Владимир Фролов скончался в Ленинграде от голода 3 февраля 1942 года. Похоронен на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств.
Выставка открыта со 2 ноября по 22 декабря в часы работы музея. Адрес часовни-музея - наб. кан. Грибоедова, 2б, лит. Л.
ИА "Вода живая",
01.11.24
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура
Храм Воскресения Христова, «Спас-на-Крови»
191011, г. Санкт-Петербург, наб. кан. Грибоедова, д. 2аУпоминания в новостях
1 ноября 2024
Открылась выставка "Мозаика судьбы"
17 октября 2024
"Просветители народов"
5 сентября 2024
Открылась выставка "Реквием по храму"
12 августа 2024
Клирик Македонской Православной Церкви посетил Санкт-Петербург
16 июля 2024
Открылась выставка скульптора Леонида Баранова