Открылась выставка гравюры и рисунка эпохи Возрождения

Выставка "Disegno. Итальянские гравюры и рисунки Возрождения и маньеризма" открылась 5 ноября в Галерее графики Зимнего дворца. Она прослеживает развитие рисунка из подготовительного материала к картине, фреске или скульптуре в самостоятельный вид искусства.

Среди 150 рисунков и гравюр - выполненные на драгоценном пергаменте миниатюры конца XIV века и наброски с натуры мастеров маньеризма (новой художественной манеры), монументальные цветные ксилографии и строгие резцовые гравюры, не разгаданные до сих пор аллегории и проникнутые благочестием религиозные образы.

Представлены работы Андреа Мантеньи, Филиппино Липпи, Джулио Романо, Маркантонио Раймонди, Франческо Пармиджанино, Баччо Бандинелли, Джованни Беллини, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто. Многие произведения получили новые атрибуции, часть экспонатов выставлена впервые.

Куратор выставки, научный сотрудник Любава Чистова отметила, что Церковь - основной заказчик для художников эпохи Ренессанса: 


"Все были религиозны, мечтой многих было поработать на Папу Римского, а не на частных коллекционеров. В качестве сюжетов мастера чаще всего выбирали "Страшный Суд" и "Рождество Христово".

Куратор выделила проникнутый благочестием рисунок Франческо Пезеллино (ди Стефано) "Бог Отец" к центральной части алтаря церкви Санта Тринита в Пистое (около 1455 года). Сейчас алтарь находится в Лондоне. Мастер в процессе работы умер, и рисунок доделывали ученики, сделав суровый образ Бога Отца мягче.

Другой куратор выставки, научный сотрудник Василий Успенский, комментируя гравюру Маркантонио Раймонди, созданную по оригиналу Урбинца "Избиение младенцев", отметил: "Это возвышенная драма, не переступающая рамок допустимого. Рисунок - это поиск формы, главная идея, а уже в гравюре могут быть пласты смыслов".

Экспозиция построенна по хронологическому и географическому принципам. Она показывает, как идеи мастеров воплощались в зримые образы на листе бумаги, как на этот процесс влияли стиль, техника, особенности местных школ и личность художника.

В первом зале собраны работы рисовальщиков и граверов XV столетия: Луки Синьорелли, Франческо Франчи, Филиппино Липпи и Андреа Мантеньи. Выделяется рисунок круга Леонардо да Винчи, связанный с его знаменитой, но не сохранившейся фреской "Битва при Ангиари".

В разделе, посвященном мастерам круга Рафаэля и Микеланджело, можно увидеть рисунок к росписям лоджий Ватикана ученика и помощника Рафаэля Джованни Франческо Пенни, гравюры Маркантонио Раймонди, созданные по оригиналам Урбинца. Это "Избиение младенцев", "Галатея", "Парнас" - образцы возвышенного и строгого римского классицизма.

Третий раздел "XVI век. Маньеризм от Рима до Флоренции" включает композиции эпатажного мастера Россо Фьорентино, работы Бартоломео Пассаротти и братьев Цуккаро, аллегории Джорджо Гизи, рисунки Луки Камбьязо.

Четвертый раздел "XVI век. Эмилия-Романия. Круг Пармиджанино" продолжает рассказ о прихотливой выразительности маньеризма. Тут можно увидеть легкие, свободные и вдохновенные работы Франческо Пармиджанино, гравюры мастеров его круга, в том числе знаменитый "Диоген" Уго да Карпи.

Пятый раздел знакомит с графикой Венеции, всегда стоявшей особняком среди разнообразия итальянских школ. Повествование начинается с проникновенного "Христа" Джованни Беллини, продолжается героическими образами гравюр по оригиналам Тициана и завершается работами Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто, в том числе его экспрессивным рисунком к картине "Мученичество святого Лаврентия".

Выставка продлится до 2 февраля 2025 года. Посетить ее можно по входному билету в Главный музейный комплекс Эрмитажа.

ИА "Вода живая",
05.11.24