Открылась выставка "Невидимое - вечно"

Выставка Александра Земцова "Невидимое - вечно" открылась в Неделю торжества православия, 9 марта, в пространстве на хорах Феодоровского собора. Она посвящена людям, которые в эпоху гонений на Церковь сохранили веру, пронесли ее через годы и передали потомкам.
Открылась выставка "Невидимое - вечно"

Директор выставочного пространства Ярослав Стародубцев отметил символичность того, что экспозицияоткрылась в Неделю торжества православия, когда празднуетсч победа над ересью иконоборчества. Долгое время почитателей икон преследовали, выставка рассказывает о гонениях, но уже в другое, советское время. Многие еще помнят времена, когда вера в Бога не поощрялась, у поихожан могли быть неприятности на работе, у учащихся - в вузе, школе. Выставка рассказывает о людях старшего поколения, которые пережили эпоху гонений, но не потеряли веру. Материалы, которые использует художник, он находил в разоренных храмах, в заброшенных избах.

"Предметы церковного искусства представлены как археологические артефакты, при том, что эта археология совсем недавняя, - сказал настоятель протоиерей Александр Сорокин. - Старые иконы, поврежденные, даже оскверненные, встречаются, к сожалению, в нашем быту до сих пор. Кто-то их сжигает, кто-то хранит с трепетом, а здесь эти предметы не просто представлены как артефакты, но переосмыслены, переоформлены, а главное, сопровождаются комментариями, которые помогают увидеть ту эпоху. С одной стороны - гонения, трудности, преследования, а с другой - неугасаемая, неистребимая вера в народе, в людях разных сословий, поколений. Выставка ценна как свидетельство из нашего времени, из сегодняшнего дня".

Александр Земцов рассказал, что часто использует поруганные или просто брошенные иконные доски: "Я сохраняю то, что еще возможно сохранить, и продлеваю их жизнь в искусстве. Работы большого формата выполнены на деревянных строительных щитах. Здесь в обрывках советских газет, обоев угадываются силуэты святых. Важное место в экспозиции занимает самодельная икона советского времени. Она подтверждает, что люди в трудный период сохранили веру".

Выставку открывает триптих, фигуры которого выполнены из советских газет и обоев, наклеенных на доски. По бокам - два херувима, в центре - силуэт Богоматери с еще не родившимся Спасителем, слеза Матери Божией напоминает каплю крови.

В композиции "Благовещение" архангел Гавриил несет красный посох, у Богоматери - красное веретено, эти детали отсылают к теме будущих страданий Христа.

Мастер находит почти стертые иконы и подвергает консервации. Он дополняет сохранившиеся изображения рисунками и фрагментами старообрядческого медного литья, мозаикой из кусочков мрамора и смальты, напоминающей образцы римского раннехристианского искусства.

В композицию многих работ включены тексты псалмов, молитв. Газетные тексты придают композиции дополнительный смысл. Например, в одной из работ в газете можно прочитать о хунвейбинах, а в центре - фарфоровая мозаика, изображающая райские чертоги: идеальный мир, за ним - хаос.

Один из окладов художник нашел разрубленным. Он соединил его части, поместил на газетный фон, а на местах ликов вдруг "проступают" богослужебные тексты - как чудесное стекло, при взгляде через которое все видоизменяется.

Советская самодельная икона, о которой упоминал художник, найдена в Белгородской области. В центре - дореволюционная открытка, изображающая Святую Троицу, а оклад любовно сделан из фольги и других подручных материалов.

Александр Земцов родился в Санкт-Петербурге, окончил исторический факультет РГПУ. С 2016 года работает экскурсоводом в "Спасе-на-Крови", Исаакиевском соборе и Музее политической истории России. С 2022 года участвует в выставках.

Экспозиция открыта до 25 мая по субботам и воскресеньям с 12:00 до 18:00. Вход свободный.

ИА "Вода живая",
09.03.25


Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых

191036, Санкт-Петербург, Центральный район, ул. Миргородская, 1 B, литер A

Упоминания в новостях

Все новости