Русскому церковному шитью XVII-XXI веков посвящена выставка в Музее истории религии

В Государственном музее истории религии 23 октября открылся уникальный выставочный проект "Нить молитвы сквозь века", представляющий более сорока предметов русского церковного шитья с XVII по XXI век: священнические облачения, церковную утварь, иконы, оклады. Большинство из них экспонируется впервые.  

Из 7000 единиц хранения фонда "Ткани" Музея истории религии для выставки были отобраны лучшие образцы золотного шитья. 

Экспозиция состоит из двух разделов: в первом памятники XVII столетия соседствуют с произведениями эпохи модерна и работами современных мастеров церковного шитья, во втором собраны образцы русского шитья XVIII-XIX вв.

"На выставке есть вновь поступившие два комплекта облачений, они попали в музей путем закупки. Это современные облачения, они созданы несколько лет назад, но исполнены с уважительным поклоном к древности, - рассказывает Татьяна Шубина, хранитель фонда "Ткани", заведующая отделом хранения драгметаллов и тканей ГМИР куратор выставки. - Эти облачения выполнены полностью вручную, и мы не случайно поместили их рядом со старинными образцами шитья: потому что есть перекличка, творческое использование, а не рабское копирование. Это две разные мастерские, "Покров" и "Убрус"; каждая имеет свое лицо, но обе следуют канонам, продолжают художественные традиции Древней Руси".

Татьяна Георгиевна рассказала, что традиция лицевого шитья была в петровскую эпоху утрачена, лики на вышитых облачениях стали делать живописными. Сейчас, напротив, лицевое шитье возродилось, и живописных ликов на облачениях и плащаницах уже не встретишь. "Настоящие мастерицы возрождают не только шитье, но и ручное крашение. Создаются тонкие градации цвета, мастерицы ищут шелк, который хорошо окрашивается. Здесь очень серьезный научный подход. Мастерицы изучают шитье Востока и Запада, различные приемы. Диффузия техник - обычная вещь, технические приемы кочуют из страны в страну, из народа в народ". 

Самые древние экспонаты выставки относятся к XVII веку. Это два парных покровца - "Се, Агнец Божий" и "Троица Ветхозаветная". Живописные лики свидетельствуют о том, что они относятся ко второй половине XVII века. Украинское шитье на итальянском бархате более раннее, там используется лицевое шитье.

Изучая экспонаты из второго раздела, мы заметим, что на стиль оформления церковных облачений ощутимо влияла светская мода: можно без труда различить облачения барочные, ампирные, эпохи модерна и эклектики.

Выставка продлится до января 2016 года.

"Вода живая",
23.10.14