Конференция "Святые подвижники - основатели монастырей и книжные собрания этих обителей" состоялась в РНБ

Конференция "Святые подвижники - основатели монастырей и книжные собрания этих обителей", приуроченная к 700-летию преподобного Сергия Радонежского, прошла 27 и 28 октября в Российской национальной библиотеке. 

Конференция "Святые подвижники - основатели монастырей и книжные собрания этих обителей" состоялась в РНБ
Научное сообщество Санкт-Петербурга откликнулось на юбилей подвижника тщательными исследованиями всех сторон его жизни и последующего бытия: поднимались вопросы составления агиографических памятников, формирования службы преподобному, условия перенесения святых мощей лаврского игумена. 

Татьяна Швец, старший преподаватель кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Николая Римского-Корсакова посвятила свой доклад расшифровке последований крюкового пения. 

По наблюдениям Татьяны Викторовны, подводы гласов и стихирные последования содержат в себе огромный интонационный багаж, являются своеобразной азбукой знаменного распева. "Изучение стихираря и служб показывает, что наши предки использовали музыкальный словарь для раскрашивания и других гласов тоже. Стихира по 50-м псалме на перенесения мощей Сергия была полностью заимствована из службы на Успение". В завершение доклада Татьяна Викторовна пригласила своих студентов для исполнения одной из частей службы преподобному Сергию. 

На вопрос, неужели знаменные мелодии исполнялись и в XV веке так же быстро, студентка кафедры древнерусского пения Мария Пугачева ответила: "Этим летом я ходила в старообрядческий храм послушать, как они поют. Конечно, службы поразительно долгие, там очень много пения, но они действительно поют очень динамично, заснуть невозможно".
 
Елена Шевченко, главный библиотекарь сектора древнерусских фондов отдела рукописей Российской национальной библиотеки, кандидат филологических наук, посвятила свой доклад преподобному Мартиниану Белозерскому и общерусской канонизации преподобного Сергия Радонежского. 

По мнению Елены Эриковны, подготовка к канонизации святого затрагивает помимо написания иконы и возникновения почитания еще и агиографический памятник. В случае с преподобным Сергием были две версии жития -  Пахомия и Епифания Премудрого. Что должно входить в житие? Обязательно - чудеса. Начиная с Августина Блаженного, рядом с мощами праведников велись записи чудотворений. Преемник преподобного Сергия преподобный Мартиниан приводил больных к могиле святого, и люди исцелялись. Существенные изменения описания чудес претерпели в XVII веке.

Первое заседание конференции завершил доклад Сергея Жемайтиса, старшего научного сотрудника сектора русских фондов XVIII-XXI вв. отдела рукописей Российской национальной библиотеки, "Смоленск и Троицкий монастырь во время игуменства преподобного Сергия".

"Слава о пустыни игумена Сергия дошла до Смоленска, а именно до архимандрита Симона,  и владыка отправился в обитель. Архимандрит Симон был  богат и принес свои сокровища в Радонеж. Вопрос, кто же такой был архимандрит Симон, остается открытым. Скорее всего, архимандрит Смоленский был настоятелем Борисоглебского монастыря, так как этот монастырь старейший в тех землях. Приход Симона к Сергию не совсем обычен: летопись датирует его 1356-1359 годами, когда литовцы идут на Смоленск и захватывают города. Положение было опасным, и Симон поехал в Троицкий монастырь именно в это время. Число монахов на тот момент в монастыре не превышало дюжины. Но с приходом архимандрита жизнь монастыря меняется - строится Троицкий собор и увеличивается количество братии, устанавливается общежительство. Архимандрит Симон умирает, и на его похоронах присутствует преподобный Сергий. Итак, мы видим, - утверждает Сергей Георгиевич, - что именно способствовало изменениям в обители Сергия, откуда взялись ресурсы для увеличения числа братии и что подтолкнуло к появлению общежительства в обители". 

"Вода живая",
27.10.14