В храме святителя Петра, митрополита Московского, 13 марта начала работу историко-просветительская конференция "Блаженные и юродивые на Руси. Святые - кто они?". Мероприятие организовано силами прихода и отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии.
"Цель конференции - обратить свой взор и внимание на собственную душу. Как говорил преподобный Серафим Саровский, спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи", - такими словами приветствовал собравшихся настоятель иерей Артемий Наумов.
Выступления были посвящены разбору вопроса о критериях канонизации, проблеме почитания в народе не прославленных старцев, юродивых и т.д., а также рассмотрению феномена святости на примерах жития уже канонизированных святых.
С вопроса о критериях канонизации начал свой доклад протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора, председатель комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии.
Отец Владимир начал со смысла понятия "канонизация", которое происходит от слова "канон": "Что такое канон? Это некая норма, критерий, правило. Какие правила нам даются в Писании? Следовать нормам новозаветной морали. И если человек в своей жизни смог вписаться в эту норму, если его жизнь стала созидательной, только тогда можно говорить о его канонизации..."
"Сейчас полным ходом идет процесс канонизации новомучеников и исповедников, - продолжил отец Владимир. - У нас была интересная история. Изучали житие одного монаха. Он после расстрелов остался единственным из братии и охранял припасы монастыря и, согласно бумагам, все в его биографии было хорошо. Но нам удалось поговорить с бабушкой, знавшей этого инока. И она рассказала, что когда люди пришли к нему просить хлеба, он их отправил к Ленину и не дал ни крошки. Ну разве это пример для подражания? Поэтому вопрос канонизации очень ответственный. Тут могут быть ошибки. И не только с мучениками, но и с блаженными. Их биографии надо изучать подробно, чтобы не было такого, что какая-то бабуля не ест ничего, и уже поэтому святая".
Его мысль продолжила секретарь комиссии по канонизации Лидия Соколова: "Канонизация в Русской Церкви - явление глубоко духовное. Есть три критерия. С мучениками все более или менее очевидно: принял смерть за Христа. Исповедники страдали во время жизни, но умерли своей смертью. А вот подвижники благочестия - это самое трудное. Здесь помимо свидетельств о благочестивой жизни, которые могут быть зачастую субъективны, нужны еще и свидетельства о каких-нибудь чудесах, об исцелении, например. При этом такие чудеса не должны быть единичны".
Пример таких чудес привел настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" подворья Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря иерей Богдан Полевой. Около храма находится могила схимонахини Марии (Матроны Мыльниковой), почитаемой в народе блаженной. "Я сторонник канонизации этого человека. И хотя в ее биографии есть несколько спорных моментов - например, доподлинно неизвестен факт принятия ею схимы, - практически каждый день я сталкиваюсь с людьми, свидетельствующими об исцелении по молитве на ее могиле. Речь идет о таких серьезных недугах, как онкология, например. Даже справки медицинские есть", - рассказал он.
Елена Ильина поведала о жизненном пути еще одной почитаемой в народе старицы - Любови Лазаревой, блаженной Любушки Сусанинской. Алексей Мездрин, послушник Важеозерского Спасо-Преображенского монастыря, рассказал о подвигах инока Владимира Алексеева, который добровольно принял на себя подвиг юродства. А Наталья Лоскутова прочла доклад о тайном монахе Несторе, в миру - выдающемся ученом-ботанике Василии Марковиче.
На второй секции конференции рассматривались уже примеры канонизированных святых, а также разбирались теоретические вопросы о том, что такое юродство, где грань между болезнью и святостью.
Вторая часть конференции посвящена теме "Отношение русских к великим князьям/царям/императорам и их значение в истории Руси".
ИА "Вода живая",
13.03.15
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура