Слепые художники - не оксюморон: в Санкт-Петербурге открылась выставка "Про-зрение"

Про "зоркое сердце" Антуан де  Сент-Экзюпери заговорил не первым. Еще древнегреческий философ Демокрит, по легенде, лишил себя физического зрения, чтобы не отвлекаться от созерцания глубин философских. 
Слепые художники - не оксюморон: в Санкт-Петербурге открылась выставка "Про-зрение"

Мировоззрение, точка зрения... Видеть - в нашей культуре - почти то же самое, что знать. А потерять зрение - значит, вступить в иную реальность. Увидеть ее зрячими глазами позволила масштабная выставка слепых художников "Прозрение" открытая в выставочном зале Союза художников на Свердловской набережной.

Вход на нее задрапирован плотной черной тканью. "Ой, ничего не видно!" -  чтобы пройти в светлый зал выставочного пространства, надо преодолеть абсолютно темную комнату. Зрячие люди натыкаются друг на друга, путаются в складках ткани. Кто-то впереди наконец-то находит выход, в комнату попадает свет, теперь все видно.

"Мы специально организовали такое пространство, чтобы зрячие могли почувствовать, что значит жить в темноте, - рассказала  организатор выставки, сотрудник библиотеки для слепых Любовь Высоцкая. - Там в центре на тумбе лежат бумага и фломастеры. Попробуйте нарисовать что-то в темноте. Хоть цветочек, солнышко, а потом посмотрите на картины, лепку, которые создают художники с абсолютной потерей зрения".

Посетители оглядываются: где-то экспрессивно яркие, где-то по-детски наивные работы показывают то, что недоступно зрячему. Это переведенные в изобразительный ряд ощущения, а не визуальные образы.

"Каждый художник воплощает в произведениях собственное зазеркалье. Если зрячий опирается на чувственное осязание, зрение, незрячему приходится опираться на свои ощущения и напряженную умственную работу. Незрячий должен быть постоянно сосредоточен", - объяснила искусствовед Людмила Митрохина.

Незрячие люди и в правду сосредоточены, постоянно напряжены. За ними трудно наблюдать долго: они считывают информацию телом, и смотрящего сковывает эмпатия - чувство сопереживания. Чуть откинутая назад голова, расправленные плечи - фигура гимнастки выдает Тамару Куренкову, своего рода королеву незрячего сообщества. Ее удивительная выправка (она действительно занималась гимнастикой) и сила характера привлекли режиссера Александра Сокурова, когда он снимал "Русский ковчег". В фильме она беседует с главным героем о шедеврах Эрмитажа. Это не только режиссерский ход: Тамара, потерявшая зрение в семь лет, действительно любит искусство. Любит "смотреть" и творить. На выставке ее керамика отличается нежными, гибкими линиями, сложностью образов. Вот из безобразной шкуры мучительно вылезает человек. Он красив и гибок, но не до конца освободился от чудовищного обличия, прикован к земле. Руки его напряжены, голова наклонена. "А, это царевна-лягушка. Одна из первых моих работ, когда еще не было печки для обжига. Она о том, что и в безобразной шкуре может быть прекрасная душа ", - объяснила Тамара.

Интересно, что совсем незрячие люди ярко одеты: рядом с красным платьем Тамары появляется красная юбка другой незрячей художницы. На выставке представлены ее давние работы: напряженные, словно пульсирующие образы бросаются в глаза, буквально требуют внимания зрителей. "Еще недавно я видела свет. Теперь, когда касаюсь выключателя, мне кажется, что вижу искры. Но, наверное, это в моем мозгу, я теперь совсем ничего не вижу", - Наталья Селиванова окончательно лишилась зрения недавно. До этого - различала свет и тени, а еще раньше - могла рисовать. В ее работах повторяется образ танца: женская фигура олицетворяет пружинистое движение, похожее на пламя. 

"Вы раньше танцевали?"- "Почему раньше? Я и сейчас танцую. А теперь, без зрения, еще больше. Я рисую своим телом", - с достоинством отвечает художница. О своей слепоте она может говорить прямо. Среди незрячих это редкость.

Открывать свой внутренний мир в цвете, несмотря на полную слепоту, научилась Татьяна Семенова. Цвет для нее сейчас - это узелки, завязанные на шерстяных нитках. Она вяжет из шерсти цветные и объемные картины, воплощая в них жизненный опыт. "Я придумала азбуку цвета. Например, один узелок похож на ягодку-голубичку  - вот он, голубой цвет, или большая петелька - как помидор, значит красный, две петельки - две вишенки", - рассказывает художница. Ее работы сюжетны, каждая сообщает зрителю не только настроение или шутку, но точно формулирующийся смысл: "Вот это слепая любовь. А дело в том, что любовь всегда слепая. Влюбляемся и любим мы сердцем, ведь так? Да, они слепые, но у них воздушный змей в облаках, и с ними собака-проводник", - Татьяна воодушевляется, хочет объяснить, озвучить каждую из своих и без того "громких" работ.

Вязаные из шерсти, плетеные из бисера, выдавленные на металле или вылепленные из глины  - объемные работы говорят о полной слепоте их автора. А вот одну стену занимают красивые пастельные силуэты Санкт-Петербурга, нарисованные на бумаге - все в дымке, изящно переплетаются тона. Зрителю до боли в глазах хочется, чтобы город наконец-то проступил, прояснился хоть на одном рисунке, но такого рисунка нет, как нет перед глазами автора графической точности петербургских зданий. Такой художник называется слабовидящим.

Глядя на слепых художников и их работы, такие разные по темам, техникам, художественным достоинствам, посетители экспозиции понимают, что это и есть свидетельство присутствия Бога в каждом человеке. Творчество - это не дополнительная способность здоровых людей, а основная потребность, сопровождающая духовный рост и развитие любой души.

Произведения незрячих людей отражают не только их внутренний мир и ощущения внешнего, они ярче всего показывают проступающий сквозь человека образ Божий. 

Выставка работает по 19 сентября. Адрес - Свердловская наб., 64.

ИА "Вода живая",
03.09.15