Новый авторский курс лекций кандидата исторических наук и богословия протоиерея Константина Костромина "Приходская жизнь Петербурга в ХVIII-ХIХ вв." открылся 23 января в библиотеке "Старая Коломна".
Первая лекция цикла называлась "Церковная жизнь в богослужении: суть и реальность". Всего в течение года предполагается провести восемь тематических лекций, на которых будут рассмотрены различные аспекты церковной жизни ХVIII-ХIХ веков: богослужебная практика, иконопись, попытки церковного обновления до революции, отношения Церкви и интеллигенции и другие.
Отец Константин сотрудничает с коллективом библиотеки уже давно: в течение шести лет участвует в конференции "Коломенские чтения", в прошлом году читал здесь первый курс лекций о петербургских храмах ХVIII века и их роли в жизни города. Основной задачей второго курса лекций отец Константин считает популяризацию богослужения, чтобы люди поняли, что это важная часть жизни, которой многие себя незаслуженно лишают.
На первой лекции протоиерей Константин Костромин рассказал о русском богослужении в теории и в восприятии современников на примере художественной литературы XVIII-XIX вв. Отец Константин прокомментировал отрывки из произведений Льва Толстого "Анна Каренина" и "Воскресение", а также из романа Михаила Салтыкова-Щедрина "Пошехонская старина".
"Богоискательство в русской литературе отметилось равнодушием именно к богослужению. Русский интеллигент искал религиозность где угодно, кроме храма и богослужений, искал религию вне Церкви и даже вне Бога, - отметил отец Константин. - Наследие Церкви в XVIII веке было очень богатым и предлагало людям большое разнообразие в богослужебном плане. Но ни богатства, ни этого разнообразия наши писатели не заметили. Многие классики русской литературы в своих произведениях описали убогий образ Церкви и даже не попытались разобраться в том, что составляет основу веры".
Отец Константин подробно рассказал о практике Таинств Церкви в ХVIII-ХIХ вв.
"Православие старалось не давать никаких исчерпывающих определений и характеристик явлениям церковной жизни, православию чужды четкие границы, потому что очень многое отдается личной интуиции человека, - подчеркнул отец Константин. - Центральным Таинством всегда было Причастие. Оно родилось в момент Тайной вечери, когда Иисус Христос в последний раз собрался вместе с апостолами. В Таинстве Причастия возникает договор человека с Богом. Достаточно быстро это Таинство стало символом единства христиан, участия в жизни Церкви. К ХVIII веку практика причащения "обросла" множеством требований, порой противоречивых. Чтобы причаститься, надо было преодолеть целый ряд "барьеров": пост, подготовительные молитвы, обязательная исповедь. В итоге люди практически перестали причащаться". Протоиерей Константин Костромин в подтверждение своим словам прочитал весьма едкое и прямо кощунственное описание причащения в произведении Льва Толстого. К сожалению, это практически единственное описание Таинства в русской литературе, где чаще всего встречаются сцены исповеди, похорон и крестин.
Говоря об исповеди, отец Константин отметил, что это единственное Таинство, которое не совершается публично. Но к ХVII веку исповедь из личного разговора со священником превратилась в некую церемонию: сначала читались псалмы и молитвы, а потом исповеднику задавались вопросы, на которые предполагались ответы "да" или "нет". Это была чистая формальность: об искреннем покаянии, "перемене ума" речь не шла вовсе.
"Крещение является Таинством, которое вводит человека в Церковь, - продолжил отец Константин. - С Крещением в XVIII веке произошла обратная метаморфоза: если другие Таинства обросли большим количеством подготовительных, отгораживающих действий, то требования к Крещению постепенно упрощались, и оно превратилось в традиционный обряд, сопровождающий рождение ребенка".
Отец Константин напомнил, что чин Венчания вошел в число Таинств с трудом: в течение первых 800 лет христианства Церковь не обращала особого внимания на вступление людей в брак. В XVIII веке в бедных крестьянских семьях не венчались, а просто заносилась запись в метрические книги. Практика венчания закрепилась только среди привилегированных слоев населения. Впоследствии церковное освящение брака распространилось очень широко и практически заменило государственную регистрацию.
Вне пределов Церкви почти никто из современников Льва Толстого, включая его самого, не понимал смысла Таинства Соборования. Отец Константин привел слова из Евангелия, лучше всего раскрывающие истинный смысл соборования: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15).
Подводя итоги, отец Константин отметил, что приведенные им примеры из литературной классики показывают отсутствие желания понять, что же происходит на богослужении. Это равнодушие было свойственно всем слоям общества, включая духовенство.
"Сегодня тоже далеко не все верующие действительно любят и понимают богослужение. Многие богослужебные произведения незаслуженно забыты. На следующих лекциях я познакомлю вас с этим наследием, покажу разницу между хорошей и неудачной церковной поэзией", - заключил протоиерей Константин Костромин.
Библиотека "Старая Коломна" - культурный центр, где регулярно проводятся выставки, литературные вечера, тренинги, семинары, концерты, показывающие историю Санкт-Петербурга и России в целом через жизнь небольшого петербургского района - Коломны. В библиотеке имеется большое собрание краеведческой литературы. В мае проходит ежегодная научно-практическая конференция "Коломенские чтения". Вход на все мероприятия свободный.
ИА "Вода живая",
23.01.16
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Общество и культура