Митрополит Варсонофий совершил вечерню Великой Пятницы с выносом Святой Плащаницы
В Великую Пятницу, 29 апреля, митрополит Варсонофий совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром и другие священнослужители.
В конце вечерни при пении тропаря "Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое", из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Затем правящий архиерей прочитал канон "О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы".
Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом
Владыка указал на то, что священнослужители символически совершили действие, которое задолго до них совершили Иосиф с Никодимом, и привел слова из тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи".
"Великая Пятница началась с того, что Христа заключили под стражу, Он просидел ночь в темнице и был отдан на суд Понтию Пилату, - продолжил архипастырь. - Понтий Пилат пытался спасти Христа, несколько раз говоря иудеям, что не нашел ничего предосудительного, за что можно было предать Его смерти. Поскольку существовала традиция на праздник Пасхи отпускать одного узника, он предложил иудеям отпустить Иисуса. Они ответили, что лучше отпустить разбойника Варнаву, а Христа предать смерти. Понтий Пилат спросил у них, неужели их Царя надо предать смерти. Иудеи ответили: "Нет у нас царя, кроме кесаря" (Ин. 19:15). Тогда Пилат предал Христа иудеям на распятие, они били и истязали Его, а потом, возложив на Него крест, повели на Голгофу. Так Господь начал Свой крестный путь по улицам Иерусалима. Он был изнеможен, но никто не помогал Ему нести крест. Когда воины увидели, что Иисус не донесет крест до Голгофы, поймали из людской толпы крестьянина Симона Киринейского, который помог Христу донести крест".
"На Голгофе Господа прибили ко Кресту и подняли его. Рядом с ним висели два разбойника. Это случилось примерно в 12 часов дня. Иудеи, глумившиеся на Ним, вопрошали: если Он - Сын Божий, отчего не может спасти Себя, если спасал других людей. Но Иисус молчал и только молился о Своих распинателях, еврейском народе и всем роде человеческом. Воины стали делить Его одежду и кинули жребий, как было сказано в пророчестве, кому из них достанется Его хитон. Один из висевших рядом разбойников поносил Христа, а другой защищал и, каясь в своих деяниях, сказал Ему: "...помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!" Иисус ответил: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 42-43). Ко Кресту подошли Матерь Божия, жены-мироносицы и Иоанн Богослов. И Господь тогда поручил Богородицу Иоанну Богослову. Прошло немного времени, и Он преклонил голову. Солнце померкло, земля сотряслась, завеса в Иерусалимском храме разодралась пополам. Господь снял Свою благодать с этого храма, и буквально через 30 лет от него камня на камне не останется, сохранится только Стена Плача. Многие иудеи начали осознавать, что совершили что-то страшное. Воин, стоявший у Голгофы, воскликнул: "Воистину это был Сын Божий" (Мф. 27,5). Вечером Иосиф Аримафейский пришел к Пилату и стал просить разрешения похоронить Иисуса. Пилат велел отдать тело Иисуса для погребения. Приближалась Великая Суббота, и нужно было успеть все сделать до захода солнца. Иосиф Аримафейский и Никодим сняли с Креста тело Христа, завернули в плащаницу и положили во гроб, а пещеру завалили камнем. Жены-мироносицы в это время стояли поодаль и наблюдали за происходящим", - сказал митрополит.
"Сейчас мы будем прикладываться к Плащанице и размышлять о том, в чем состоит наша вина и как нам умолить Господа, чтобы Он простил наши грехи. И постараемся так строить нашу жизнь, чтобы больше не причинять Господу никаких язв, а только радовать добрыми поступками и делами", - заключил архипастырь.
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час кончины Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с него тела Христова и его погребения. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, выносят из алтаря на середину храма и располагают на гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются Плащанице и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Чин выноса Плащаницы был включен в вечерню в конце XVI века, а с XVII столетия стал общепринятым. Он был заимствован русской церковной практикой из Константинополя, однако в дальнейшем внешняя его форма развивалась в русских храмах самостоятельно. Исторически некоторые особенности чина выноса Плащаницы могли отличаться в зависимости от монастыря.
ИА “Вода живая”,
29.04.16
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром и другие священнослужители.
В конце вечерни при пении тропаря "Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое", из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Затем правящий архиерей прочитал канон "О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы".
Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом
Владыка указал на то, что священнослужители символически совершили действие, которое задолго до них совершили Иосиф с Никодимом, и привел слова из тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи".
"Великая Пятница началась с того, что Христа заключили под стражу, Он просидел ночь в темнице и был отдан на суд Понтию Пилату, - продолжил архипастырь. - Понтий Пилат пытался спасти Христа, несколько раз говоря иудеям, что не нашел ничего предосудительного, за что можно было предать Его смерти. Поскольку существовала традиция на праздник Пасхи отпускать одного узника, он предложил иудеям отпустить Иисуса. Они ответили, что лучше отпустить разбойника Варнаву, а Христа предать смерти. Понтий Пилат спросил у них, неужели их Царя надо предать смерти. Иудеи ответили: "Нет у нас царя, кроме кесаря" (Ин. 19:15). Тогда Пилат предал Христа иудеям на распятие, они били и истязали Его, а потом, возложив на Него крест, повели на Голгофу. Так Господь начал Свой крестный путь по улицам Иерусалима. Он был изнеможен, но никто не помогал Ему нести крест. Когда воины увидели, что Иисус не донесет крест до Голгофы, поймали из людской толпы крестьянина Симона Киринейского, который помог Христу донести крест".
"На Голгофе Господа прибили ко Кресту и подняли его. Рядом с ним висели два разбойника. Это случилось примерно в 12 часов дня. Иудеи, глумившиеся на Ним, вопрошали: если Он - Сын Божий, отчего не может спасти Себя, если спасал других людей. Но Иисус молчал и только молился о Своих распинателях, еврейском народе и всем роде человеческом. Воины стали делить Его одежду и кинули жребий, как было сказано в пророчестве, кому из них достанется Его хитон. Один из висевших рядом разбойников поносил Христа, а другой защищал и, каясь в своих деяниях, сказал Ему: "...помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!" Иисус ответил: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 42-43). Ко Кресту подошли Матерь Божия, жены-мироносицы и Иоанн Богослов. И Господь тогда поручил Богородицу Иоанну Богослову. Прошло немного времени, и Он преклонил голову. Солнце померкло, земля сотряслась, завеса в Иерусалимском храме разодралась пополам. Господь снял Свою благодать с этого храма, и буквально через 30 лет от него камня на камне не останется, сохранится только Стена Плача. Многие иудеи начали осознавать, что совершили что-то страшное. Воин, стоявший у Голгофы, воскликнул: "Воистину это был Сын Божий" (Мф. 27,5). Вечером Иосиф Аримафейский пришел к Пилату и стал просить разрешения похоронить Иисуса. Пилат велел отдать тело Иисуса для погребения. Приближалась Великая Суббота, и нужно было успеть все сделать до захода солнца. Иосиф Аримафейский и Никодим сняли с Креста тело Христа, завернули в плащаницу и положили во гроб, а пещеру завалили камнем. Жены-мироносицы в это время стояли поодаль и наблюдали за происходящим", - сказал митрополит.
"Сейчас мы будем прикладываться к Плащанице и размышлять о том, в чем состоит наша вина и как нам умолить Господа, чтобы Он простил наши грехи. И постараемся так строить нашу жизнь, чтобы больше не причинять Господу никаких язв, а только радовать добрыми поступками и делами", - заключил архипастырь.
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час кончины Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с него тела Христова и его погребения. На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, выносят из алтаря на середину храма и располагают на гробнице. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются Плащанице и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Чин выноса Плащаницы был включен в вечерню в конце XVI века, а с XVII столетия стал общепринятым. Он был заимствован русской церковной практикой из Константинополя, однако в дальнейшем внешняя его форма развивалась в русских храмах самостоятельно. Исторически некоторые особенности чина выноса Плащаницы могли отличаться в зависимости от монастыря.
ИА “Вода живая”,
29.04.16
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей