"Призыв к покаянию"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию и освящениe воды в Казанском кафедральном соборе
В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за последованием Царских часов, а затем совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Павел Красноцветов с клиром и другие священнослужители.

После заамвонной молитвы правящий архиерей совершил чин великого освящение воды.

После отпуста перед зажженной свечой были пропеты тропарь и кондак Крещению Господню.


"Сегодняшнее евангельское чтение раскрывает начало нашего спасения - явление Господа Нашего Иисуса Христа народу, - сказал владыка в проповеди. - Шел 779-й год от основания Рима. Им уже пятнадцать лет управлял император Тиверий, в Иерусалим прибыл его наместник Понтий Пилат. Все ждали духовных и политических перемен, освобождения. И вот, Господь, после того, как Иоанну Крестителю исполнилось тридцать лет, посылает пророка на проповедь о пришествии в мир Спасителя. В то время уже ходили слухи о Мессии, который отроком беседовал со старейшинами в Иерусалимском храме. Предтеча начинает проповедь на реке Иордане. Многие ошибочно приняли его за Мессию, он им отвечал: "... я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Лк. 3:16). Иоанн Креститель призывал всех готовиться к новой жизни с Мессией, потому что Царствие Божие приблизилось и Спаситель будет явлен народу".

"А как к этому готовиться? Речь не о революционных переменах и освобождении от римского ига. Он принесет другое Царство - добра, мира, любви и справедливости, - продолжил архипастырь. - Поэтому нужно готовиться духовно-благодатной жизнью. Иоанн Креститель призывал всех к покаянию. Это означает отказ от греха. Плоды покаяния - наши добрые поступки: накормить голодных, поделиться своим имением с неимущими, быть добрее к окружающим, проявлять любовь и заботу о ближних. Но главное - это твердая вера в Спасителя, ведь одной принадлежности к вере Авраама недостаточно. Вера проявляется делами и без дел мертва. Ведь сказал Иоанн Креститель: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Лк. 3:9). Если не будем приносить плодов веры, то Господь срубит бесплодное дерево. Атмосфера пришествия Спасителя назрела, скоро будет казнен Иоанн Креститель, обличивший Иродиаду. Люди находились в ожидании пришествия Мессии по преданию пророка. И на сегодняшнем Всенощном бдении и в завтрашней Божественной литургии вспоминаются пришествие Господа и Крещение Его в Иордане".

"Сегодня мы освятили воду, как это делали испокон веков накануне праздника Крещения, потому что всегда в этот день было много желающих креститься. Ради оглашенных совершалось великое освящение воды. Зачерпнем крещенской воды и будем хранить ее дома как величайшую святыню, пить каждый день натощак. Пусть она будет нам во освящение жилищ, тел и душ", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января старого стиля. Назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало святкам, праздничным дням "от звезды и до воды", означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В крещенский сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Этот торжественный обряд проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.

ИА "Вода живая",
18.01.19

Видео: Божественная литургия в Казанском соборе

Упоминания в новостях

Все новости >>