В праздник Преображения Господня, 19 августа, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе.
Его Святейшеству сослужили митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Тверской и Кашинский Савва, епископы Кронштадтский Назарий, Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, Гатчинский и Лужский Митрофан, Павлово-Посадский Фома, Петергофский Силуан, настоятель протоиерей Николай Брындин с клиром, духовенство Санкт-Петербургской митрополии.
Среди молящихся были игумении Людмила (Волошина), София (Силина), Илариона (Феоктистова) с сестрами, и.о. губернатора Александр Беглов, спикер Заксобрания Вячеслав Макаров, депутаты Госдумы Игорь Дивинский и Михаил Романов, курсанты военных учебных заведений, военнослужащие 907-го объединенного учебного батальона, сестры милосердия.
Был совершен чин освящения плодов.
Владыка Варсонофий поздравил Предстоятеля с праздником, подарил ему крест и две панагии с изображением Спасо-Преображенского собора. "События Преображения Господня указывают на внутренний смысл и цель человеческого бытия, - отметил правящий архиерей. - Цель бытия - приобщение человека к Богу, и это возможно через Таинства, христианскую жизнь, покаяние, исправление. Преображению Господню посвящено множество храмов, в каждом проходят праздничные богослужения, но мы сегодня собрались здесь, потому что собор празднует 265-летие со дня освящения. И вы, Ваше Святейшество, приехали, чтобы провести этот день в родном городе. Вы много раз были здесь еще юношей, когда прислуживали своему отцу, посещали этот храм, когда были студентом духовной академии, священнослужителем. Мы молимся, чтобы Господь даровал вам сил в служении Церкви. Пусть Божественный свет освещает всегда ваш путь и на земле, и в Царствии Небесном!"
Предстоятель обратился к верующим с проповедью.
"Сегодняшний день, исполненный очень многими смыслами, имеет важное значение для выбора человеком своего жизненного пути, - сказал он. - Всем прекрасно известна евангельская история, которую мы сегодня слышали за богослужением, об избрании апостолов Петра, Иакова и Иоанна, с тем чтобы они на горе Фавор стали очевидцами Преображения Спасителя (Мф. 17:1-9). Возникает вопрос: почему не двенадцать учеников Господь взял с Собой, почему не семьдесят? Почему не те огромные толпы народа, которые сопровождали Спасителя по Галилее? Ведь, казалось бы, чтобы увидеть Божественную славу, удостоверяющую Божественную сущность Спасителя, Его Божественную природу, надо было это свидетельство обратить к как можно большему числу людей. А Господь избирает из двенадцати апостолов - Своих последователей - только троих: Петра, Иакова и Иоанна. Конечно, это не случайно. Эти три ученика, хотя и входили в число двенадцати, всегда были рядом со Спасителем, и, видя в их сердцах особую уверенность в том, что их учитель, Иисус из Назарета, есть не просто "сын Марии", не просто один из многих, но это есть Спаситель мира, обещанный Мессия, решил взять их с Собой. В то время в это трудно было поверить даже близким к Господу и Спасителю людям, потому что с близкого расстояния трудно многое рассмотреть. Даже величайшие события, происходящие в истории, люди понять и оценить не могут, и только по прошествии времени они - или даже следующие поколения! - осознают эпохальную важность того или иного события".Собору был подарен образ Божией Матери Корсунской.
"Вот так, конечно, было и во времена Спасителя: трудно было с близкого расстояния в этом Человеке, которого многие знали с детства, опознать Мессию - того, о Котором пророчествовали вдохновенные мужи Ветхого Завета, Кого ждал богоизбранный народ, - продолжил Святейший Патриарх. - Но эти трое были исполнены, несомненно, особой веры в Спасителя как именно в Того, о Ком сказали пророки, что Он и будет Избавителем рода человеческого. И Господь призывает их, и перед Ними преображается. Но, казалось бы, самые-самые избранные трое из двенадцати - наверное, они были готовы к тому, что увидят, - упали, скрыв свои лица, и не потому, что они были поражены Божией славой: они не в благодарении упали, а в страхе. Им так было привычно ходить с Иисусом, Который был рядом с ними, вкушал с ними пищу, разделял каждый день Своей жизни - и вдруг на этой горе происходит некое великое чудо: не просто преображается лик Спасителя, но в удостоверение того, что Он есть Мессия, являются те, кто пророчествовал о Мессии, - пророки Моисей и Илия. И не выдерживает человеческая природа этого дивного Божественного Преображения, явления Иисуса из Назарета во славе Сына Божия".
"Это событие, как я уже сказал, имеет большое значение для всех нас, и не только в прямом смысле, как явление Божией славы в роде человеческом. Часто посещая Божии храмы, причащаясь Святых Христовых Таин, мы настолько привыкаем к тому, что происходит с нами, что иногда мистическая сторона Таинства и вообще церковной жизни затмевается нашими обычаями, хорошими и не очень хорошими, становятся нашей привычкой, обыденностью, повседневностью. Когда мы приходим в храм в воскресный день или в большой праздник, как сегодня, как много у нас в голове мыслей, которые во время пребывания в храме связывают нас с миром! Как часто наши мысли уходят далеко от храма, и вместо того, чтобы предать сердце свое Господу и распластаться пред Ним в своей молитве, мы продолжаем жить той жизнью, которая за пределами храма. Ну, а что же говорить о нас, вышедших за пределы храма? Как быстро исчезает из памяти и из сердца то состояние, которое мы испытывали во время богослужения, как быстро мы погружаемся в стихию мира сего, забывая о самом главном, о том, что только и есть "единое на потребу" (Лк.10:42), как говорит Господь, - о деле нашего спасения. Поэтому сегодняшний праздник, который повествует нам о страхе апостолов перед преображенным Спасителем и о самом этом дивном Преображении, должен помочь нам понять, насколько важно в нашей жизни должно быть поклонение Господу и Спасителю, наша вера и наша жизнь в соответствии с этой верой. Никогда не связывайте свою принадлежность к Церкви только с посещением храма, забывая об этой принадлежности, покидая его священные своды! Мы в миру должны оставаться учениками Спасителя, и среди многих забот, проблем, жизненных обстоятельств мы должны помнить, что единое на потребу, самое главное, самое высокое и самое ответственное призвание наше - быть христианином и членом Церкви. И как бы изменилась наша жизнь, если бы православные верующие люди не переставали быть верующими православными, когда они приходят к себе на работу, особенно - когда они возвращаются в свои семьи, а также погружаются в конфликтные ситуации, которые испытывают нас на верность Господу. Вот тогда мы должны обязательно вспоминать о том, кто мы, каково наше призвание, каковы наши жизненные приоритеты, какое место в нашей жизни занимает Господь. А это возможно только в том случае, если мы живем подлинной религиозной жизнью, если мы, спускаясь с горы Фавор, подъем на которую переживаем во время богослужения, продолжаем в уме и сердце нести память об этих чудных мгновениях присутствия в храме, причащения Святых Христовых Таин, соприкосновения с благодатью Божией. Вот тогда реально наша вера будет актуализироваться, становиться живой и действенной, тогда, опираясь на эту веру, мы будем способны решать свои жизненные проблемы - большие и малые, семейные, общественные и государственные, все то, что является важным для человека. Если мы будем работать с этими проблемами, исходя из нашего христианского призвания, опираясь на нашу веру и укрепляемые силой благодати Божией, то изменится наш мир. Изменимся и мы сами, и по вере нашей, несомненно, будем иметь надежду сподобиться подлинной и реальной встречи с Господом и Спасителем в том преображенном мире, к которому каждый подойдет после окончания своей земной жизни. И дай Бог, чтобы это было не просто зримое соприкосновение со Славой Божией, но надеемся, что по молитвам святых угодников, к которым мы обращаемся, по нашим немощным молитвам, по нашей вере Господь соделает и нас соучастниками Своего Невечернего Царства, Божественной Своей славы. Пусть преображенный Спаситель силою благодати, исходящего от Его величайшего служения в мире, от Его слов, от Его благодатного присутствия в человеческой истории, укрепляет нас на наших жизненных путях. Аминь!" - завершил проповедь Святейший Патриарх Кирилл.
Он напомнил, что со Спасо-Преображенским собором связаны годы его детства: "Мой папа служил здесь, и я очень часто посещал этот собор. Слева от вас и справа от меня стоял большой образ святителя Николая - наверное, сейчас от находится в другом месте, - и перед ним по четвергам совершалось пение акафиста. И как бы ни был я занят, как бы ни устал от ученических трудов, каждый четверг при совершении акафиста моим отцом я стоял здесь - а поскольку тогда акафисты не читались, а пелись всем народом, то громко-громко пел".
Предстоятель приветствовал Александра Беглова и пожелал помощи Божией в его трудах.
Верующим раздали образки Преображения Господня с патриаршим благословением.
На прихрамовой территории для прихожан и гостей было организовано угощение, раздавались освященные яблоки, играл духовой оркестр.
Спасо-Преображенский собор был построен в 1829 году по проекту Василия Стасова на месте сгоревшего храма лейб-гвардии Преображенского полка (12 ноября 1796 года полковой храм получил почетное название "собор всей гвардии"). С 1871 года при нем существовало приходское благотворительное общество, содержавшее богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года действовало братство трезвости и целомудрия. В советское время собор оставался действующим. В 1918-м стал приходским, военные трофеи и церковные ценности были изъяты. Во время блокады в подвале собора находилось бомбоубежище на 500 человек, оказывалась помощь раненым. 16 августа исполнилось 265 лет со дня освящения более раннего храма, 17-го - 190 лет освящения нынешнего собора.
ИА "Вода живая",
19.08.19
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей