"Учиться любви"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе
В Неделю 19-ю по Пятидесятнице, святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев, 18 октября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин, протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клирики собора и другие священнослужители.


"Поздравляю вас с воскресным днем и с соборным прославлением святителей, которые трудились на Московской кафедре и заботились о российской пастве, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня Святая Церковь посвящает им службу и предлагает для подражания их подвиг любви ко Христу. Они трудились в разное время, но все показали свою любовь к Господу, Церкви и народу Божию. Сегодняшнее воскресное Евангелие тоже нас этому учит. Мы познаем мир через разум, чувства - зрение, слух, обоняние, осязание, - а познавать Бога можно только через сердце. Нет другого пути, потому что Бог находится в сердце человеческом. И нет другого пути к Нему, как только пути любви, которым мы должны идти, если хотим быть детьми и учениками Христовыми. Господь говорит: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13:35). Если есть любовь - мы ученики Христовы, а если нет - не будем обманывать ни себя, ни других".

"С чего начинать учиться любви? - продолжил архипастырь. - Хотя бы с того, чтобы быть снисходительными к близким. Нам часто легче любить чужих, чем своих, потому что чужие далеко, а свои рядом. Потерпеть их немощь - трудно дается. Но это первые шаги, которые необходимо сделать, тем более, что у нас есть природный дар любви. Мы рождаемся с ним: дети любят родителей, родители - детей, бабушки - внуков, а внуки - бабушек, братья - сестер, сестры - братьев. Эта естественная любовь должна вырастать и приумножаться, а часто бывает наоборот. Была крепкая семья, а потом все так разругаются, что никого уже не соберешь. Такой путь - в никуда, к смерти. Духовно мы не должны изолироваться друг от друга. Если изолируемся, теряем весь мир, заботимся только о себе. Спасая себя для земной жизни, часто теряем вечную жизнь. Вот и подумайте, что лучше: любить ближних или уклоняться от любви. Если уклоняемся, то, может быть, и поживем на земле, как говорится, без нервотрепки, но вечную жизнь не наследуем".

"Поэтому надо сочетать время для уединения, молитвы - и для служения ближним. Нужно иметь общение, и оно может быть только в любви. Нет ничего другого, все иные расчеты Богу неугодны. Только искренне, самоотверженно, щедро, милосердно относясь друг ко другу, мы находимся на пути спасения. Все остальные пути - неправильные, к Богу не ведут. Может быть, на земле они что-то приносят, но для вечности бесполезны. Господь дает нам в пример Себя: Он стал человеком, чтобы спасти всех любовью, и это доказал на Кресте, когда распялся и за Своих друзей, и за Своих врагов, простил всех со Креста. Он молился: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34). Часто и окружающие нас люди не знают, что делают, по страстям своим поступают и даже не чувствуют, какие скорби приносят нам. Но мы должны быть снисходительны, молиться за них, чтобы Господь дал им вразумление, силу, помог преодолеть страсти и недостатки. Этому учит Святое Евангелие. Желаю вам преуспевать в божественной любви и помогать друг другу спасаться. К этому мы все призваны", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
На память о паломничестве в северную столицу владыка подарил епископу Вениамину икону блаженной Ксении Петербургской.

Святитель Петр Московский (1308-1326) перенес русскую митрополичью кафедру в Москву. Святитель Алексий Московский (1354-1378) укрепил русское духовное единство. Исцелив ханшу Тайдулу, получил ордынский ярлык, освобождающий Церковь от притеснений. Святитель Иона Московский (1448-1461) в условиях падения Константинополя утвердил автокефалию Русской Церкви. Святитель Макарий Московский (1542-1563) на Стоглавом Соборе 1551 года утвердил основы русского православия, открыл первую московскую типографию. Святитель Филипп Московский (1566-1568) известен как молитвенник, аскет и нестяжатель. Святитель Иов Московский, митрополит, а затем - Патриарх всея Руси (1586-1605), - первый русский Патриарх, просветитель народов Поволжья и Сибири, отказался признать самозванца Лжедмитрия I и был изгнан им из Москвы. Священномученик Ермоген Московский, Патриарх всея Руси (1606-1612), - духовный лидер народного ополчения, отдал жизнь за освобождение России от западных оккупантов. Святитель Филарет (Дроздов, 1821-1867) - крупнейший православный богослов XIX века, организатор перевода Библии на современный русский язык. Святитель Иннокентий (Вениаминов, 1868-1879) - великий миссионер и просветитель, обратил в православие десятки тысяч людей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Русской Америке. Святитель Макарий (Невский, 1912-1917), - многолетний руководитель Алтайской духовной миссии, был изгнан с Московской кафедры Временным правительством. Святитель Тихон Московский, Патриарх всея России (1917-1925), в условиях богоборческих гонений сохранил Русскую Церковь. Священномученик Петр Крутицкий, патриарший местоблюститель (1925-1937), - бескомпромиссный борец с обновленцами, был расстрелян большевиками и погребен в безымянной могиле. Празднуя память святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную честь как небесным покровителям Москвы и молитвенникам за Отечество. Нижний храм Казанского собора освящен в память священномученика Ермогена.

ИА "Вода живая",
18.10.20

Видео: Неделя 19-я по Пятидесятнице. Казанский собор

Упоминания в новостях

Все новости >>