"Знать свою веру"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого Василия Великого в Осиновой Роще
В канун праздника Обрезания Господня, дня памяти святителя Василия Великого, 13 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в посвященном святому храме в Осиновой Роще.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель иерей Анатолий Першин и другие священнослужители.

"Поздравляю вас с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, - сказал владыка в проповеди. - Быстро пролетела рождественская неделя. Сегодня мы уже отмечаем восьмой день, когда Господь исполнил Божественное постановление об Обрезании, которое дал Аврааму. Господь ни одной заповеди не нарушил, поэтому принял Обрезание, через которое вступали в Ветхий Завет. Но в Новый Завет, в котором мы сейчас находимся, вступают через Таинство Крещения. Быстро пролетела неделя, так пролетает и вся наша жизнь. Бог пришел на землю, чтобы дать нам жизнь вечную. Земная жизнь короткая. Она - как путь, измеряемый не километрами, а временем и событиями. Мы рождаемся, до семи лет - дети, идем в школу, потом получаем высшее образование, женимся или выходим замуж, рожаем и растим детей, и вот приходит пенсионный возраст - лучший возраст, потому что мы уже в пригороде Вечного города, приблизились, огни его уже видны нам. Как путники, идем туда, почти дошли до цели своего путешествия. Когда путник идет, любуется природой, окружающим, но видит цель и никогда надолго не застревает. Где-то остановился, как в гостинице побыл, ничем не привязывается к земле, а идет дальше к месту назначения. Так и мы не должны пристращаться к земле, привязываться к удовольствиям, а идти и идти туда. Быть не потребителями, а творцами. Если привязываемся к земле, только потребляем: едим, пьем. Не приносим пользы ни себе, ни другим. А если не привязываемся, то едим немножко, но больше-то делаем. И есть польза от нас кому-то. Надо осмыслить свою жизнь и строить ее точно на исполнении воли Божией. Господь сказал: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8:34) "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мф. 6:33). Мы должны в этом направлении идти".

"Пример нам показывают святые, в частности, святитель Василий Великий, - продолжил архипастырь. - Он родился в 330-м году в благочестивой семье. В ней было десять детей, пятеро стали святыми, и мама тоже стала святой. Получил блестящее образование, но почувствовал призвание к духовной жизни. Рукоположился во священника, потом в епископа. Это было трудное время первых Вселенских Соборов, когда возникали ереси одна за одной. На все нужно было давать ответ - четкий, выверенный, догматический. Ответы давались. Но чего это стоило! Сначала люди уходили в расколы и не возвращались, становясь еретиками. Чтобы прекратить ересь, надо было объяснить правильную позицию. В православной догматике важна каждая черточка, чуть-чуть в сторону - и все меняется. Мы можем сравнить, как живем мы, православные, и, например, католики. Зайдите в костел - что-то они изменили, добавили филиокве - и видите совсем другой храм. Зайдите к протестантам: Предание отменили, оставили только Писание, потихоньку иконы и мощи вынесли, посты отменили, и что осталось? Не похоже на нас. Даже близкие нам древневосточные христианские Церкви - Армянская, Коптская, Сирийская - решения трех Соборов приняли, а четырех последних - нет. Ну и посмотрите, как мы отличаемся. Догматика сильно влияет на жизнь человека. Важно знать свою веру и не отступать от нее ни на шаг".

"Вот почему Василий Великий боролся с арианами. Сам он был аскетом и подвижником, носил скромную одежду, но служил Божественную литургию в шикарных облачениях и этим привлекал язычников, которые смотрели на внешнее больше, чем на внутреннее. Он внес свои молитвы в Божественную литургию, просил, чтобы Господь дал ему составить их самому, и каждая из них - просто выверенное православное вероучение. Литургия святителя, хотя и совершаем мы ее редко, свидетельствует о богословии этого человека, проникновении в Священное Писание и благодати, которую он имел. Он оставил нам много творений, в том числе 366 писем - свидетельств его заботы о пастве, о том, чтобы вернуть людей в лоно Православной Церкви. Мы чтим его подвиг, поминаем его и благодарим за то, что он был одним из трех талантливых и умных святителей, посланных Богом в то трудное время: они на доступном для простого народа языке выразили сложные догматические истины. Мы ими пользуемся и не должны от них отступать ни на шаг. Благодарим святителя и просим его молитв, он много совершил чудесного", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона преподобного Серафима Саровского.

Верующим раздали иконки святого Александра Невского.

Храм святителя Василия Великого был домовым при ныне разрушенной усадьбе Лопухиных, Вяземских и Ушаковых. Деревянная церковь была построена в 1861 году по проекту Федора Харламова на средства вдовы Василия Левашова (1783-1848) в память ее мужа, участника Отечественной войны 1812 года. В 1930-е годы храм уничтожили, на его месте находилась воинская часть. Археологические работы 2003 года позволили определить место, где он стоял, вскрыть фундамент, уточнить параметры здания. С помощью благотворителей была построена церковь с резным иконостасом.

ИА "Вода живая",
13.01.21

Упоминания в новостях

Все новости >>