В канун Недели 6-й Великого поста, праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья), 24 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в Смольном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Петр Мухин с клиром, протоиерей Геннадий Зверев и другие священнослужители.
За богослужением пел детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга под управлением Игоря Грибкова.
Среди молящихся был председатель Заксобрания Вячеслав Макаров.
Митрополит поздравил верующих с праздником Входа Господня в Иерусалим и обратился к ним с проповедью.
"Господь завершает Свой земной путь, приходит из Галилеи в Иудею, - сказал владыкa. - Сегодня утром мы слышали, как Он воскресил четверодневного Лазаря, находясь в Вифании. Христос провел целый день в этом пригороде Иерусалима в восьми километрах от старого города. Он решил в этот день никуда не идти, остаться в семье у Лазаря с апостолами, близкими Ему людьми, чтобы не было вокруг посторонних - книжников и фарисеев, которые только мешают Ему, искушают и подслушивают. Сестры Марфа и Мария встретили Гостя от всей души, Мария взяла кувшин драгоценного мира и помазала им ноги Спасителя. Ученики возроптали: зачем тратить драгоценное миро, лучше было бы продать его и раздать деньги нищим. Но Христос сказал, что об этом поступке узнает весь мир, и везде, где будет проповедовано Евангелие, об этом будет сказано. Он показал, что принимает все, что от сердца идет к Нему, наше внутреннее доброделание. Как принимает и внешнее, когда мы делаем добро на виду у людей. Наши дела должны быть видны и светиться, чтобы ими люди прославляли Отца Небесного. Находясь в миру, можно делать и внешние добрые дела, чтобы больше добра было в мире, можно делать и втайне - молиться, сокрушаться, творить дела милосердия и жертвовать, как жертвовала Мария, сестра Лазаря, на Господа".
"На другой день Господь уже решил открыто объявить о Себе как о Мессии, - продолжил архипастырь. - Мы нигде не видим в Евангелии, чтобы Он передвигался на транспорте. Только переплывал на лодках Галилейское море, но все три с половиной года ходил пешком. А тут Христос попросил учеников привести молодого ослика с матерью, на котором Он войдет в Иерусалим. В то время в городе на Пасху собрались тысячи паломников со всего света, и Спаситель решил объявить себя Царем. Правда, Ему еще впереди предстояло победить смерть, но Он шел в Иерусалим уже как Победитель, Царь Своего будущего Царства. Народ поначалу подумал, что Господь грядет взять царство земное в Иерусалиме. А Он об этом даже не думал и с самого начала говорил, что не это царство пришел установить, а Царство Благодати, где будут святые и любовь между людьми. Вот это Царство нужно Ему, а земное царство для Него не представляет интереса. Христу и диавол говорил, что отдаст Ему все царства мира, только бы Он ему поклонился. Господь отверг это искушение. Не нужны Ему все земные царства, у Него есть Царство Небесное. Он пришел призвать туда людей, понимая, что для этого сначала надо грехи людям прощать, и прощал, но за грехами еще стояла смерть, надо было ее разрушить. И Господь шел, чтобы разрушить смерть, даровать всем людям Царство жизни".
"Спасителя прекрасно встречал народ, особенно дети, - добавил правящий архиерей. - Они кричали: "Осанна Сыну Давидову" (Мф. 21:6), постилали мягкие веточки пальмы под ноги ослика, бросали одежды. Христос приветствовал детей. А когда фарисеи попросили, чтобы Он запретил детям хвалить Его, сказал: "Если они умолкнут, то камни возопиют" (Лк. 19:40). Дети должны быть с Богом. И они есть всегда в наших храмах. Мы должны у них учиться искренней любви к Богу, чего нам часто не хватает. Господь говорит: "Будьте как дети" (Мф. 18:3). То есть такими же непосредственными и открытыми, никакого камня в сердце не носите, любите друг друга, как дети любят. Господь нам показал пример, что дети обладают чистотой, которую нужно иметь всем нам".
"Когда Спаситель вошел на ослике в Иерусалим, Он плакал об этом городе, потому что его жители не уразумели, не поняли, Кто пришел к ним. И часто Господь к нам приходит, а мы не разумеем. Он стучится к нам, просится, а мы проходим мимо. Господь смотрит и говорит: ну что же вы делаете, Я пришел, а вы не хотите ко Мне в храм пойти. Вот Я вам Смольный храм отдал, чего же вы не ходите туда, петербуржцы? Я вам Евангелие дал, его сейчас можно купить в каждой лавке - вы читаете его дома? Надо каждый день читать Евангелие, знать заповеди Божии, уметь молиться. Как мы живем? Господь нас посещает, а мы не разумеем. Он нам все дал: живите, спасайтесь. Храмы есть, молитесь. Но опять что-то нас отвлекает, какие-то важные дела. Мы проходим мимо Господа, и Он скажет, что приходил к нам, но мы не приняли Его. Как сказал иудеям: "Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется вам дом ваш пуст" (Мф. 23:37). Пусть с нами так не будет, потому что потом будет жутко на Страшном Суде, когда люди, которые Господа знали, пойдут в Его Царство любви, а прошедшие мимо Христа окажутся вне Его Царства. Будет плохо тем, которые все потеряли, - имели, знали и не воспользовались временем, которое Бог даровал для трудов, любви, милосердия, спасения, посвящения себя будущей вечной жизни. Земная жизнь от этого будет только улучшаться. Если будем смиренными, кроткими, любвеобильными, то всем хорошо вокруг будет. А если будем эгоистами, себялюбивыми, сребролюбивыми, всем от нас будет плохо. Мы должны быть примером для всех людей и помнить, что Господь пришел, чтобы даровать нам Царство Небесное. К нему мы должны устремлять взор, о нем думать, искать "прежде всего Царства Божия и правды его" (Мф. 6:33), а все остальное нам приложится", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
По традиции были освящены ветви вербы. Их раздали верующим с иконками святого Александра Невского.
Собору была подарена икона святого Александра Невского.
За усердное служение Святой Церкви главный дирижер детского хора телевидения и радио Игорь Грибков был награжден медалью апостола Петра.
Настоятель поздравил правящего архиерея с днем ангела, преподнес ему букет цветов и список с иконы из Афонского монастыря великомученика Пантелеимона.
Смольный (Воскресения Словущего) собор был заложен в 1748 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта комплекса, включающего храм, монастырь и институт для девушек дворянского происхождения, Франческо Растрелли, не успел завершить постройку. С 1762 года строительство шло под руководством Юрия Фельтена. Институт благородных девиц был открыт в 1764 году, собор же был достроен Василием Стасовым и освящен в 1835 году. В советское время из него изъяли ценности, в 1931-м закрыли. Позже он вошел в состав музея истории города, в нем разместили экспозицию "Ленинград сегодня и завтра". В 1990-м в нем открыли концертно-выставочный зал ГМП "Исаакиевский собор". 24 мая 2009 года в храме впервые был отслужен молебен, а 7 апреля 2010-го была совершена Божественная литургия. В правом приделе установили временный иконостас, начались ежедневные богослужения. 25 января 2016 года, в день памяти мученицы Татианы, собор передали епархии, он стал главным храмом всех учебных заведений Санкт-Петербурга.
ИА "Вода живая",
24.04.21