"Главная святыня Храма"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском соборе
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Петергофский Силуан, протоиерей Николай Преображенский, ключарь собора протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клирики собора и другие священнослужители.


"Введение во храм Пресвятой Богородицы - великое событие в домостроительстве нашего спасения, - сказал владыка в проповеди. - Все ждали, когда придет Мессия, но представления об этом были уже искаженные. Иудеи ждали мессию как освободителя от римского ига, но не Спасителя всего человечества, что было задумано Господом. Царь Ирод задумал отреставрировать Иерусалимский храм, который иудеи вновь обрели после возвращения из вавилонского плена. Храм был огромный, тысяча священников подготовились к реставрации: никто другой не мог работать внутри этого здания. Они изучили премудрости строительного ремесла, и при Ироде Храм восстановили. Что он собою представлял? Был большой внешний двор, где продавали животных и птиц, которых затем приносили в жертву. Целый день там совершались жертвоприношения - и во время больших храмовых богослужений, и когда совершались частные требы: люди приходили, покупали теленка или ягненка, отдавали священникам, и те их приносили в жертву. Были и жертвы хлебом, вином, маслом. Поскольку принесенных в жертву животных сжигали, нужны были дрова, их тоже люди могли купить и передать священникам. Огонь надо было все время поддерживать, поэтому в храме были обширные склады для дров. Огромная территория была занята хозяйственными службами. Затем шел внутренний двор, куда уже никого не пускали, кроме обрезанных иудеев. Язычники не могли туда входить под страхом смерти. Потом был притвор, было и женское отделение. Главное помещение Храма - Святая святых, размером примерно с наш алтарь. Иудеи не жалели денег на украшение Храма, каждый житель Израиля платил налог на него, поэтому он был богато украшен. Что не покрывали золотом, отделывали белым камнем. В Израиле всегда солнечно, поэтому все блестело и снаружи, и внутри".

"Храм был очень красивым, - продолжил архипастырь. - Но помните, что Спаситель ответил, когда ученики обратили Его внимание на красоту и величие этих зданий? "Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне" (Мк. 13:2). В Святая святых раньше хранился ковчег Завета, но после вавилонского пленения все ценности, золото растащили, там находился просто камень. Святая святых была отгорожена от остального пространства завесой, раз в год первосвященник заходил туда, завеса приподнималась, и первосвященник совершал каждение вокруг этого камня. И вот, когда Деву Марию привели в Храм, Она прошла напрямую в Святая святых. Вот святыня главная - Божия Матерь, это настоящий Ковчег славы Божией, Жертвенник, который указывает, что скоро придет Жертва - Ее Сын, и заменит все приношения животных. Но об этом еще никто не знал. Когда Дева Мария вошла в Святая святых, первосвященник Захария удивился, как удивились и ангелы, потому что им еще не была открыта тайна домостроительства. Тем не менее Господь уже послал архангела Гавриила, чтобы тот наблюдал за Девой Марией, охранял Ее. И вот, Она, будучи трехлетним ребенком, вошла в Храм, поднялась по пятнадцати большим ступеням. Это символ восхождения души и преодоления препятствий. Душа совершенствуется, поднимаясь вверх. У нас в храме всегда радостное настроение, а возвращаемся домой - и оно куда-то исчезает. А нужно подниматься к Богу по ступеням через все препятствия. Они преодолеваются только силой и благодатью Божией".

"Дева Мария провела в Иерусалимском Храме детство и отрочество, самое золотое время для любого маленького человека. Одно дело - в семье, с родителями, а другое - все время с Богом, в окружении святых и ангелов. Но счастливое время закончится, Она выйдет из Храма, будет обручена Иосифу, вступит в хлопоты по дому, а потом, когда родит Младенца Христа, у Нее начнется такой же крестный путь, как у Спасителя, на Голгофу, и Богородица достойно пронесет его. Мы сегодня уже видим начало нашего спасения: Божия Матерь, входя во Храм, предвозвещает, что скоро явится Мессия. Начиная с этого дня, поем "Христос раждается, славите". То есть уже наступило предпразднство Рождества Христова, и богослужения начинают напоминать, что скоро случится пришествие в мир Христа Спасителя - об этом Дева Мария нам возвещает. Сегодня - день чистоты и святости. Приснодева показала, как можно этого достичь при помощи храма. Он был великим в ее жизни, таким же должен быть и в нашей жизни, ведь теперь в нем находится сам Господь, и мы причащаемся Его Тела и Крови. Мы должны в храме учиться, детей, внуков сюда приводить, чтобы они здесь проводили свои лучшие годы и научились спасению. Мы должны меняться: бессмысленно ходить в храм, не меняясь. Нужно следить за собой, есть в нас изменения или нет. Если смиряемся - изменения есть, если гордимся - нет. Если молимся, желаем молиться - есть изменения. Если творим добро людям - есть изменения, если нет - ничего в нас не меняется, топчемся на месте. Видимое изменение показала преподобная Мария Египетская: сравните, какая она была и какой стала. Так что надо меняться, нельзя ходить в храм годами и не меняться. А потом удивимся - как же так: в храм ходили, а Господь нас в рай не пускает, говорит, что не знает нас. В каждое посещение храма надо становиться лучше, совершеннее, святее, добрее и смиренней. Пусть храм Божий станет для нас школой изменения, совершенствования, преображения души. Желаю дни поста проводить в покаянии и радости, потому что главная радость уже случилась: Дева Мария возвестила нам, что скоро будет Матерью Иисуса Христа, за этим Она и пришла в храм - принести с Неба в наш мир Сына Божия", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Собору была подарена икона Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.

В основе праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы лежит эпизод из древнехристианских апокрифических памятников "История Иакова о рождении Марии, или Протоевангелие Иакова" и "Евангелие Псевдо-Матфея". В первом рассказывается, что когда девочка достигла трехлетнего возраста, ее отец Иоаким сказал: "Позовите непорочных дев еврейских, и пусть возьмут светильники и зажгут их, и пусть не обращается назад Дитя, и дух Ее да не отделится от Дома Божия". Первосвященник принял Дитя, поцеловал и поставил на третью ступень жертвенника. Средневековые интерпретаторы этого сказания добавляют, что первосвященник даже ввел Марию в сокровеннейшую часть храма - святая святых. Деве Марии было предоставлено помещение в одном из зданий, примыкавших к храму, где Она воспитывалась до четырнадцати лет.

ИА "Вода живая",
04.12.21

Видео: Введение во храм Пресвятой Богородицы. Казанский собор

Упоминания в новостях

Все новости >>