"Новые верующие"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме апостола Петра
В канун дня памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним пострадавших, 12 августа, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святого апостола Петра в Веселом поселке.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров, настоятель иерей Димитрий Малиновский с клиром, протоиерей Сергий Судаков и другие священнослужители.


"В этом году мы отмечаем столетие кончины священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, - сказал владыка в проповеди. - Он родился в 1873 году в Олонецкой губернии в семье священника, окончил духовную семинарию и академию, в 1910-м году стал епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской митрополии. В 1917 году, когда Временное правительство уволило владыку Питирима Петроградского на покой, он был избран в Казанском соборе большинством духовенства и мирян архиепископом Петроградским. Вскоре был возведен в сан митрополита, и Временное правительство утвердило его Петроградским архиереем. Шла подготовка к Поместному Собору, он уехал в Москву, в это время большевики захватили власть, началась эпоха гонений на Церковь. Когда владыка вернулся в Петроград, понял, что здесь уже надо по-другом выстраивать жизнь: Церковь отделили от государства, были закрыты академия и семинария. Он организовал училище, а потом богословский институт, чтобы где-то готовить будущих священников. Потом началось изъятие мощей, он, как мог, защищал их, но все-таки в 1922 году были вскрыты мощи святого Александра Невского, изъята из монастыря рака, она и сейчас находится в Эрмитаже. После Гражданской войны Россию поразил голод. Начался он в Поволжье. Большевики издали декрет о том, что все ценное в Церкви нужно насильно изъять. Верующие сопротивлялись, но безуспешно. Владыку обвинили в препятствовании изъятию ценностей, на самом деле он хотел, чтобы верующие жертвовали добровольно и власти не забирали святыни. Он был готов снять ризы с иконы Божией Матери Казанской и отдать на переплавку, чтобы помочь голодающим. В то время появились обновленцы, которых он запретил, они настраивали власть против него, чтобы его сместили с кафедры и отдали под суд. Так и случилось. Десятки людей вместе с ним были отданы под суд, который приговорил его и еще несколько человек к расстрелу".

"Совершая память святых, мы извлекаем уроки, - продолжил архипастырь. - Почему это произошло с православной Россией? Казалось бы, вера уже девятьсот лет была объединяющей силой народа, он ходил в храмы и черпал силы. Потом внезапно стал охладевать к вере: не только интеллигенция, студенчество, но и крестьяне. В дневниках праведного Иоанна Кронштадского написано о том, что происходило в губерниях: народ перестал поститься, по воскресеньям в храм не ходил, пьянствовал. Люди по документам числились православными, изучали Закон Божий, но формально. Раз в году исповедовались и причащались - такое было требование, никакой внутренней духовной жизни. Все постепенно ослабевало и катилось к катастрофе. Она неслучайно свершилась. Какие дела творились в семинариях - оттуда выходили революционеры, а не священники. Вспомнить хотя бы Сталина, который учился в семинарии, и кем стал? И вот, после революции началось закрытие храмов, уничтожение духовенства и мирян. Господь спросил со всех, у кого какая вера. У кого была формальная - те отреклись и отказались, а у кого настоящая - пошли в тюрьмы и лагеря на мученичество. Было видно, кто чего стоит. Вера в спокойных условиях не видна, а в экстремальных сразу проявляется".

"В письме одной девицы старцу, написанном в 1860-е годы, говорится о том, как она ехала поездом из Москвы в Санкт-Петербург в купе. Принесли чай, девушка перекрестилась, а трое молодых пассажиров стали смеяться над ней. Это середина девятнадцатого века! Не только в советское время смеялись над верующими, а уже тогда. Как Господь это терпел? Он попускал, это случилось, и Церковь очистилась. Выросло новое поколение верующих, закаленное в условиях гонений и притеснений. Нынешнее старшее поколение застало советское время, когда над ним тоже смеялись. Но это были уже другие верующие, они сознательно в условиях советской власти пошли в храмы, не боялись исповедовать веру. Нам надо стать такими же новыми людьми, потому что хотя гонители ушли со сцены истории, они могут вернуться. Власть может быстро поменяться, и отношение к Церкви тоже. Поэтому нужно внутри себя делать людей новых людей во Христе, вести внутреннюю духовную жизнь, чаще ходить в храм, исповедоваться, причащаться, стяжать благодать Святого Духа. Каждый год мы должны обновляться, меняться в лучшую сторону. Каждый прожитый день для нас - это шаг вперед к обновлению души. Господь нас призывает, чтобы внутри нас развивался новый человек. Все мирское рано или поздно заканчивается, впереди нас ждет вечность. К ней надо готовиться. Пусть пример священномученика Вениамина нас вдохновляет, как нужно крепко стоять за веру, отстаивать нашу духовную жизнь и религиозную свободу, чтобы спокойно ходить в храмы и совершать спасение", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму были подарены собрания проповедей Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Варсонофия.

Митрополит вручил настоятелю наперсный крест.

Верующим были розданы иконки священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.

Храм святого апостола Петра в Веселом поселке был заложен 23 апреля 2005 года. Посвящение главного алтаря апостолу Петру объясняется тем, что храм возводился в парке Строителей: апостол - небесный покровитель строителей. 50-метровый храм с еще более высокой колокольней, спроектированный Андреем Лебедевым в новорусском стиле, стал архитектурной доминантой района. Один из приделов храма посвящен священномученику Вениамину.

ИА "Вода живая",
12.08.22

Храм св. первоверх. ап. Петра в Веселом Поселке

193318, Санкт-Петербург, Невский район, Искровский пр. д.11

Упоминания в новостях

Все новости