"Приходим на Иордан"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию и освятил воду в Казанском соборе
В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), 18 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за Царскими часами, а затем совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.

Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

Диакон храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголове Павел Герасимов был рукоположен во пресвитера. Чтец храма Рождества Христова на Песках  Алексей Попов рукоположен во диакона.

Был совершен чин великого освящения воды. После отпуста перед зажженной свечой были пропеты тропарь и кондак Крещению Господню.

"Постепенно по милости Божией мы переместились из святого града Вифлеема на воды Иордана, - сказал владыка в проповеди. - Сегодня за богослужением мы слушали паремии, раскрывающие тему воды. Господь сотворил воду, чтобы человек и вся природа могли спасаться ею, утолять жажду. Но вода имеет и другое свойство - может погубить. Из библейской истории мы знаем, как первый род человеческий погиб из-за грехов в водном потопе. Мы слышали в паремии, как иудеи уходили из Египта, а Господь раздвинул воды Красного моря и пропустил этот народ. Когда же туда вошли войска фараона, все там погибли".

"Господь приходит сегодня на Иордан, символически показывая, что должно происходить с человеком, - продолжил архипастырь. - Христос берет на себя грехи рода человеческого. Сам Он не нуждается в омовении, но показывает, как греховную ветхозаветность человека утопляет в этой воде. Для него Иордан - как гроб: Он на мгновение туда ложится и быстро выходит, показывая, что мы также должны нашего ветхого человека утопить в воде, чтобы оттуда вышел новый человек. Невозможно стать новым человеком, не погубив старого, греховного. Поэтому когда мы крестимся, каждый входит в очистительную воду плотским, а выходит духовным. Мы оставляем там страсти и пороки, гордость, тщеславие, самолюбие, а оттуда выходим кроткими, смиренными и любвеобильными. Так должно происходить с нами, когда мы принимаем крещение. Мы умираем для греха, чтобы родиться для новой жизни во Христе".

"Господь сегодня на Иордане вскрывает печать последней тайны, которую хотел открыть роду человеческому - мы впервые видим явление Святой Троицы. Эта тайна была открыта, и христиане ее исповедуют. Другие религии не принимают эту тайну. А мы исповедуем Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы освятили крещенскую воду - это великая святыня, потому что через молитву в нее входит благодать Святого Духа, и она становится источником исцеления и освящения. Мы берем ее домой, бережем, храним и употребляем только натощак, освящаем дома и вещи. Будем же хранить ее в течение года благоговейно как великую святыню, которую Господь даровал нам. Поздравляю вас с наступающим великим праздником Крещения Господня и желаю обильной благодати Божией в жизни, чтобы она менялась и преображалась", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на канале собора в YouTube.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января старого стиля. Назывался праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало Святкам, праздничным дням "от звезды и до воды", означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Чин проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением водного естества через погружение в него Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.

ИА "Вода живая",
18.01.23

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости