Митрополит Варсонофий совершил вечерню Великой пятницы в Казанском соборе
В Великую пятницу, 14 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил вечерню с чином выноса Плащаницы в Казанском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин и клирики собора.
Прокимен "Разделиша ризы..." пропели диакон Кирилл Николаев и хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
В конце вечерни при пении тропаря "Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое" из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Правящий архиерей прочитал канон "О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы".
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час кончины Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с него тела Христова и его погребения. Cвященнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, выносят из алтаря на середину храма и располагают на гробнице. Верующие поклоняются Плащанице и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Чин выноса Плащаницы был включен в вечерню в конце XVI века, а с XVII столетия стал общепринятым. Он был заимствован русской церковной практикой из Константинополя, в дальнейшем его форма развивалась в русских храмах самостоятельно. Исторически некоторые особенности чина могли отличаться в зависимости от монастыря.
ИА "Вода живая",
14.04.23
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин и клирики собора.
Прокимен "Разделиша ризы..." пропели диакон Кирилл Николаев и хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
В конце вечерни при пении тропаря "Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое" из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница с изображением погребения Христа.
Правящий архиерей прочитал канон "О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы".
"Пятница Страстной седмицы вошла в историю всего мира как день, когда человечество из-за наших грехов решением Синедриона и представителя римской власти Пилата устроило страшный суд самому Господу, - сказал владыка в проповеди. - Мы все готовимся к Страшному Суду, на котором каждый предстанет перед Богом. Но человечество решило опередить Его и само устроило над Ним суд. Сначала Христа судили у первосвященника Каиафы и вынесли Ему смертный приговор. Но иудеи не могли привести его в исполнение, слишком заметной фигурой был Иисус, чтобы самим Его распять и убить. Хотя они это делали иногда втайне. Мы помним, как они поступили с Иоанном Крестителем - никого из римской власти не спрашивали, и Ирод отрезал ему голову. Но здесь решили соблюсти все тонкости и отвели Христа к Пилату, чтобы он утвердил их приговор. Когда они пришли к прокуратору, не хотели заходить в преторию, боялись оскверниться, так как он был язычником. Если бы зашли, то ногами собрали бы пыль, осквернились и тогда бы не могли вкушать Пасху. А вот осудить невиновного - это они осквернением не считали. Иудеи понимали, что Пилат не разбирается в их вопросах, поэтому надо сразу подбирать политическое обвинение. Префект Иудеи, конечно, слышал, что его соплеменники ждут какого-то Мессию, который освободит их от римского ига, сделает Израиль могущественным государством, и они будут править всем миром. И когда Пилат услышал, что они привели Христа к нему как политического деятеля и хотят, чтобы он подписал Иисусу смертный приговор, сказал, что должен Его допросить и узнать, в чем Его вина. Иудеи обвиняли Христа в том, что Он запрещает давать кесарю подать, то есть выступает против римской власти. Хотя Господь никогда этому не учил. Они клеветали на Него перед Пилатом. Затем обвинили Его в том, что Он объявил себя царем. Пилат пригласил Христа к себе в покои и стал с Ним беседовать, как бы даже защищая Его. Он спрашивал, почему Иисус называет себя царем. Спаситель ответил: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда" (Ин. 18:36). "Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине" (Ин. 18:37)".
"Пилат, видя, что в Христе нет ничего, что угрожало бы римской власти, решил отправить Его к царю Ироду, - продолжил архипастырь. - Ирод был рад видеть, что Господь к нему приведен, и хотел от Него увидеть какое-нибудь чудо. Но Христос ни слова не сказал этому человеку, потому что знал, какое его ждет будущее. Ирод передал Его Пилату и сказал, что Он не опасен, можно над ним посмеяться, надругаться и этого достаточно. Иудеи снова подошли к Пилату и видя, что он затягивает дело, стали настойчиво требовать, чтобы он все-таки подписал смертный приговор. Пилат говорит им: "Царя ли вашего распну?" Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря" (Ин. 19:16). Тогда он отдал Христа воинам, чтобы они надругались над Ним. Они над Ним издевались, били и всего измученного снова вывели к иудеям. Но этого было им недостаточно, они кричали: "Распни, распни его" (Лк. 23:21). Пилату нужно было ради праздника отпустить одного узника. Но народ стал кричать, что Христа надо предать смерти, а отпустить разбойника Варавву. Тогда Господа повели на Голгофу и распяли".
"Пятница - день смерти Спасителя. Силы оставляли Его, Он был измучен, но успел сказать несколько слов на Кресте. Господь произнес: "Совершилось!" (Ин. 19:30). Спасение свершилось. Затем ученик Христа Иосиф Аримaфейский пошел к Пилату и попросил отдать тело Христа. Тот удивился, что Иисус очень быстро умер, и велел отдать тело. Иосиф вместе с праведным Никодимом сняли Его с Креста, обернули Плащаницей и погребли в новом гробе в Гефсиманском саду. Все думали, что на этом зашло солнце, но оно только всходило. И свет, который Бог откроет человечеству, покажет нам путь в Царствие Небесное. Тьма была по всей земле, и Христос через себя открывает нам путь к Богу. Мы должны веровать в нашего Спасителя, общаться с Ним, исполнять Его заповеди, и тогда сподобимся вместе с Ним воскреснуть и быть всегда с Ним в вечной жизни", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час кончины Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с него тела Христова и его погребения. Cвященнослужители поднимают Плащаницу (изображение Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, выносят из алтаря на середину храма и располагают на гробнице. Верующие поклоняются Плащанице и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе. Чин выноса Плащаницы был включен в вечерню в конце XVI века, а с XVII столетия стал общепринятым. Он был заимствован русской церковной практикой из Константинополя, в дальнейшем его форма развивалась в русских храмах самостоятельно. Исторически некоторые особенности чина могли отличаться в зависимости от монастыря.
ИА "Вода живая",
14.04.23
Раздел:
ИА "Вода живая"
>
Архиерей
Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
5 ноября 2024
Прошла дискуссия о традиционных ценностях
... Дискуссия «Содержание, значение и взаимосвязь понятий: мировоззрение, идеология, традиционные ценности в современной России», организованная совместно с духовно-просветительским центром «Керигма», прошла 5 ноября в Казанском кафедральном соборе ...
4 ноября 2024
Состоялась встреча с иереем Павлом Островским
... В праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, 4 ноября, в конференц-зале крипты Казанского кафедрального собора прошла встреча с известным блогером, миссионером, автором книг, настоятелем храма великомученика Георгия Победоносца в Нахабине (Москва) иереем Павлом Островским ...