"Страсти Христовы"

Митрополит Варсонофий совершил утреню Великой пятницы в Казанском соборе
В канун Великой пятницы, 13 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил утреню с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа Иисуса Христа в Казанском кафедральном соборе.

Eго Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.

Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

Богослужение включает чтение 12-ти отрывков из Евангелий о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками на Тайной вечере и заканчивая Его погребением.

Перед седьмым чтением прокимен "Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий" пропели протодиакон Андрей Левин и хор собора. Перед девятым чтением ексапостиларий "Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи" исполнили протодиакон Андрей Левин и хор собора.

Клирики и миряне стояли в это время с зажжeнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу Жениху. После богослужения, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой.


"Мы прослушали двенадцать Страстных Евангелий, которые рассказали о предпоследнем дне Христа на земле, когда Он был еще в человеческой плоти, подверженной страданиям, боли, распятию, - сказал владыка в проповеди. - Четверг начался с того, что Господь решил отпраздновать ветхозаветную Пасху с учениками. Он попросил их приготовить пасху в том месте, где укажет. Ученики нашли это место, приготовили агнца пасхального и, по обычаю иудейскому, возлегли за трапезу. Но иудеи перед трапезой должны были омывать ноги, приступать к ней чистыми. Ученики стали спорить, кто будет омывать ноги Спасителю. Должен был, по идее, сделать это меньший, а кто из них больший, кто меньший, они никак разобраться не могли. Тогда Иисус сказал: "Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий" (Лк. 22:25-26). Господь сам препоясался полотенцем и омыл ученикам ноги, в том числе Иуде. Когда все было исполнено, они возлегли, и Спаситель сказал: "Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня" (Ин. 13:21). Но Иуда даже не шелохнулся, стыда у него не было, хотя он понял, что Господь, оказывается, все знает: что он условился выдать Учителя за тридцать сребреников и только ждет подходящего случая. Все расстроились, каждый спрашивал: "Не я ли, Господи?" (Мф. 26:22). Иуда тоже спросил: "Не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал" (Мф. 26:25). Тогда Иуда поспешил выйти из этого сообщества учеников Христовых и пошел совершать то, ради чего получит деньги".

"На этой вечере Господь установил Таинство, которое мы называем Евхаристией, - продолжил архипастырь. - Теперь все наши собрания имеют вершину - Божественную литургию, которая совершается с тех пор, как Христос установил, чтобы мы все вкушали Его Тело и Кровь, если хотим иметь жизнь вечную. Он еще многое сказал ученикам в назидание. Рассказал, что уходит от них, но прославится на земле, и эту славу получит через Крест. А они за Ним не пойдут: пока не готовы, им предстоит миссия проповедовать Евангелие по всему миру. Спаситель обещал послать ученикам Духа Святого, Утешителя, от Отца Своего (Ин. 15:26), который их просветит и укрепит. Христос объясняет, что пока Он был с учениками, они были под защитой, а теперь люди будут гнать их. Но апостолы должны быть мужественны, когда пойдут в мир с проповедью, не забывая, что и Отец, и Сын всегда с ними. Путь Сына Человеческого таков: страдания, смерть, Воскресение. По-другому Он не может прийти к Отцу. А наш путь - через Него: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6). Как виноградная лоза, плоды которой питаются соками, так и человек, если Он в Боге, приносит обильные плоды. Об этом Господь рассказал уже по дороге, когда они из горницы направлялись в Гефсиманию".

"В Гефсимании Он, видя, что ученики утомились и хотят спать, взял с собой троих и пошел в гору, где решил помолиться Отцу Небесному. Христос знал, что ему предстоят страдания, и молился так: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф. 26:39). Он понял, что ни отменить, ни отсрочить это нельзя, что именно сегодня придется страдать и умирать. И смирился окончательно перед волей Отца Небесного. Едва Он это сказал, подошел Иуда вместе с охраной первосвященника. Христа взяли, связали. Ученики успели уйти, но Петр и Иоанн пошли все же за Ним - вдали от отряда, который вел Его. Сначала привели Его к Анне, первосвященнику на покое, потом к Каиафе, действующему первосвященнику, который вынес смертный приговор, поскольку Иисус называл себя Сыном Божиим - по закону это каралось смертью. Но иудеи не могли исполнять приговор без санкции римских властей. Эта участь выпала Пилату, мы знаем из Евангелия, что там происходило, но говорить об этом будем уже завтра, в последний день Господа на земле. Пилат хотел Его отпустить, но из равнодушия и трусости перед иудеями этого не сделал. Завтра мы совершим Царские часы, вынесем плащаницу, а вечером совершим чин погребения. С наступившей Великой пятницей!" - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Богослужение транслировалось на канале собора в YouTube.

ИА "Вода живая",
13.04.23

Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости