"Наставления святого"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме святого Николая, пресвитера Кронштадтского
В четверток Великого канона, день памяти священномученика Николая, пресвитера Кронштадского, 18 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил в Божественную литургию преждеосвященных Даров в храме священномученика Николая, пресвитера Кронштадтского.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Фрунзенского округа протоиерей Алексий Исаев, настоятель протоиерей Артемий Белобородов с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

За богослужением молились насельницы Леушинского подворья во главе со старшей сестрой монахиней Евфросинией (Олюшиной), глава администрации Фрунзенского района Константин Серов, представительницы сестричества при 5-й детской больнице.


"Священномученик Николай, пресвитер Кронштадтский, - святой нашего времени, который засвидетельствовал веру во Христа мученической кончиной, - сказал владыка в проповеди. - Мы совершаем богослужение в храме, посвященном ему, и сохраняем память о нем в народе как об исповеднике, настоящем пастыре, ученике преподобного Иоанна Кронштадтского. Он показал верность Православной Церкви и Богу, не отрекся от Него, не поменял свое служение на светскую работу. Были священники, которые из-за угрозы гонений отказывались от служения, устраивались куда-нибудь, например, писарями в колхоз - таких обычно не трогали. Но отец Николай так не сделал и отдал жизнь за Христа, и мы сегодня его вспоминаем".

"Я хотел бы также сегодня сказать несколько слов о преподобном Ефреме Сирине, - продолжил архипастырь. - Каждый Великий пост мы читаем его молитву. Это был великий подвижник, аскет. В юности он оказался в темнице, как бы сейчас сказали, в следственном изоляторе. Правда, на суде ему удалось оправдаться, но он понял, что это испытание было ему послано за прежние грехи, и решил удалиться от мира. Ушел в пустыню и там тридцать лет подвизался. Результатом стали его бессмертные творения. Его молитва "Господи и владыко живота моего..." простая, доступна любому человеку, грамотному и неграмотному. Сразу понятно, какие у Бога нужно просить добродетели, а от каких страстей отказываться. Преподобный написал еще много трудов - гимны, каноны и послания. Он понял, что трудно идти к Богу, оставаясь в миру, и выбрал монашеское житие. Если город окружен врагами, нужно либо защищать его, либо сдаваться. А как защищаться, когда темные силы нас осаждают? Христианин защищается только добродетелью. Если тебя ругают, и ты в ответ ругаешься - какая это защита? Ты просто уподобляешься тем, кто на тебя нападает. А вот отвечать на ругань молитвой - это уже защита, в ней сила Божия. Все мы находимся в окружении неприятеля, и защищаться нужно добродетельной жизнью. Нужно иметь страх Божий. Бесы боятся такого человека. Тех, кто страха Божия не имеет, бесы не боятся, это - их друзья. Без страха Божия один путь - ко греху, гибели. Преподобный Ефрем Сирин так и говорил - нужно иметь страх Божий, без него мы ничего не сможем сделать. И детям надо страх Божий прививать, без него они доступны неприятелю, сдаются врагу. Еще преподобный говорил, что мы привыкли одевать тело, но есть еще душа, она тоже нуждается в защите. Во что мы должны одевать ее? В смирение. Утром проснулись - надо сразу одеть душу в смирение. Такой душе не страшны бесы - они боятся смиренных. Без одежды смирения нам никак нельзя".

"Преподобный был беден, не мог заниматься благотворительностью, но призывал людей, у которых есть такая возможность, благотворить. Он говорил, что у нищих, которые сидят на паперти, мы покупаем елей, который потребуется нам на Страшном Суде, поэтому нельзя проходить мимо. Вот как рассуждал преподобный - просто, по-евангельски. Он также говорил, что если человек что-то делает без любви, то работает на ветер. Попробуйте листья против ветра подметать - их разметает обратно. Если нет любви к ближнему, бесполезны и пост, и молитва, и другие дела. У человека должно быть и терпение. Нужно бороться со вспыльчивостью, раздражительностью. Говорил он о воздержании - в мыслях, словах и чувствах. Если мы внешне порядочные, а внутри у нас скверные помыслы, этого Бог не принимает. Поэтому важно внутреннее духовное делание, внешнее должно быть выражением внутреннего. Вспомним, как фарисей перечислял свои добродетели, а в итоге оказалось, что мытарь оправдан, а фарисей - нет. Внешнее делание мало что дает. Некоторые думают: мы поклоны бьем, за это у Бога что-нибудь получим. Ничего не получим, если будем в помыслах допускать что-то скверное. Преподобный много внимания уделял молитве - общению с Богом. У молитвы тоже есть враги - леность, помыслы, мешающие нам в чистоте молиться. Чтобы молитва была настоящей, от сердца, от души шла к Богу, надо потрудиться. Тогда мы будем настоящими подвижниками, христианами не только по названию, но по сути. Преподобный из скромности не хотел принимать священный сан, его заставил это сделать по послушанию святитель Василий Великий: он увидел умного, образованного и добродетельного человека, который мог бы проповедовать. Когда Великий пост закончится, мы молитву Ефрема Сирина произносить больше не будем, но должны помнить о том, чему она учит. Наставления преподобного помогут нам провести пост с пользой для души. Когда придет пасхальная радость, прославим воскресшего Христа. А пока вместе потрудимся над очищением души, искоренением страстей, постараемся приблизиться к Богу добрыми делами - по-другому к Нему не подойдешь", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.


Храму была подарена икона святого Александра Невского.

В связи с днем рождения владыка преподнес отцу Артемию наперсный крест с украшениями.

Благотворители Виктор Венецкий и Павел Червяков были награждены медалью апостола Петра.

Правящий архиерей освятил часовню мученика Авраамия Болгарского.

Священномученик Николай Симо родился 6 декабря 1875 года в Аренсбурге Эстляндской губернии в семье священника Адама Симо, который в 1888 году был назначен в эстонский приход при Андреевском соборе в Кронштадте. Николай учился в Рижской духовной семинарии. По ходатайству отца был переведен в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Служил священником в Андреевском соборе Кронштадта, затем стал настоятелем кронштадтского Крестовоздвиженского храма, построенного для эстонской общины. В 1923 году стал настоятелем Андреевского собора. Был арестован 13 октября 1930 года по обвинению в контрреволюционной монархической деятельности. Показания давать отказался. Расстрелян 18 апреля 1931 года, погребен в безвестной могиле. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских в 2001 году.

Храм священномученика Николая Симо, пресвитера Кронштадтского, был заложен 22 апреля 2018 года. 8 сентября 2023 года митрополит Варсонофий освятил его. Храм входит в планируемый церковный комплекс с главным храмом Казанской иконы Божией Матери вместе с часовней мученика Авраамия Болгарского и зданием воскресной школы.

ИА "Вода живая",
18.04.24


Видео: Престольный праздник. Храм священномученика Николая, пресвитера Кронштадтского

Храм священномученика Николая, пресвитера Кронштадтского

192241, Санкт-Петербург, Фрунзенский район, пр. Славы, северо-восточнее дома 52, корп. 1, лит. А по проспекту Славы.

Упоминания в новостях

Все новости