"Постоим у Креста"

Митрополит Варсонофий совершил утреню Великой пятницы в Казанском соборе
В канун Великой пятницы, 2 мая, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил утреню с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа Иисуса Христа в Казанском кафедральном соборе.

Eго Высокопреосвященству сослужили протоиерей Николай Преображенский, ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, иерей Павел Ермошкин, клир собора и другие священнослужители.

Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.

Богослужение включает чтение 12-ти отрывков из Евангелий о страданиях и смерти Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками на Тайной вечери и заканчивая Его погребением.

Перед седьмым чтением прокимен "Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий" пропели протодиакон Андрей Левин и хор собора. Перед девятым чтением ексапостиларий "Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи" исполнили протодиакон Андрей Левин и хор собора.

Клирики и миряне стояли в это время с зажжeнными свечами, изображая тем самым, что слава и величие не покидали Спасителя и во время крестных страданий, а также уподобляясь мудрым девам, вышедшим со светильниками навстречу Жениху. После богослужения, по благочестивому обычаю, верующие, не гася, приносят эти свечи домой.


"Древние христиане в святом граде Иерусалиме часть евангельских отрывков читали в Великий четверг вечером, а страстные Евангелия, посвященные непосредственно страданиям Христа на Кресте, читались около двух часов ночи, - сказал владыка в проповеди. - Позже все двенадцать отрывков были соединены в одно богослужение, которое мы сейчас и совершаем. Накануне Великой пятницы верующие люди собираются в храмах, чтобы послушать Евангелия о событиях последних дней земной жизни Христа. Апостол Павел говорил коринфянам, что пришел к ним "незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1 Кор. 2:2). Он придавал этому большое значение в проповедях. Почему апостол всегда подчеркивал, что Христос был распят? Потому что спасение наше стало возможным только благодаря Крови Спасителя. Если бы Господь не взошел на Крест, Он и не приходил бы к нам. Без этого спасти человечество было бы невозможно. В Египте Моисей сказал иудеям, чтобы они помазали косяки своих дверей жертвенной кровью: тогда одна из казней египетских - гибель первенцев - обойдет их дома (Исх. 12:21-23). Для вечной жизни это не годится. Для вечной жизни, чтобы очистить нас от ржавчины греха, требуется Кровь Христова. И доныне, чтобы иметь жизнь вечную, мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Кто не успел причаститься в Великий четверг, обязательно сделайте это в Великую субботу, иначе мы грехи свои не смоем. Никакой водой, никакими слезами - только Кровью Христовой. Только благодаря Его жертве мы спасаемся".

"Иудеи не хотели казнить Христа в дни Пасхи, потому что много народу было в Иерусалиме, - продолжил архипастырь. - Господь предупреждал учеников, что Ему предстоит взойти на Крест, и не где-то, а в этом святом городе. Первосвященникам были известны эти слова Христа, и они хотели, чтобы праздничные дни прошли и как можно меньше народу знало об этом. Но это планы человеческие. У Бога были планы совсем другие, и распятие Христа совершилось накануне праздника Пасхи. Все совершилось так, как Отец Небесный задумал: Сын Единородный, Сын Божий должен был пострадать для спасения людей именно в эти дни. Он - Агнец Божий, Он - наша Пасха! Для иудеев Пасха - это опресноки, а для нас - Христос, чистота жизни, любовь".

"Ходя по земле, Спаситель произнес немало проповедей. Он ответил на все вопросы. Даже о том, будет ли конец мира, и рассказал, при каких обстоятельствах это произойдет, только дату не назвал. Но этому миру обязательно придет конец. Господь знал, что спастись можно только через страдание, и чтобы избавить от этого людей, сам пострадал за всех. Потом апостолы пошли на страдания вслед за Ним, после них - мученики. Каждый из нас только через боль, страдания может справиться с грехом, по-другому не получается. Господь сказал, что всех, кто верен Ему, Он заберет к себе. И сегодня, в Великий четверг, собрал нас возле Своего Креста. У Креста Христова стояло не так много людей: Его Мать, апостол Иоанн Богослов и несколько женщин. Сегодня пришло гораздо больше, но все равно небольшой процент из пятимиллионного города. Большинство людей или не знают, какие в этот день происходят события, или считают, что это их не касается. Слава Богу, мы - верные ученики Христовы. Мы собрались в Казанском соборе, потому что знаем, что в этот день никак нельзя быть дома. Мы пришли ко Христу разделить Его страдания за нас. Он страдал не за себя, на Нем не было ни капли греха. Даже Понтий Пилат говорил, что не видит на Нем греха, за который можно было Его распять. Это был Сын Божий, но иудеи не поняли, что Он пришел, не узнали Его - и распяли. Но благодаря этой крестной смерти мы можем приобщаться Его Тела и Крови, укрепляться духовно и идти в Царство Божие", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
 

За усердное служение Святой Церкви к празднику Пасхи награждены: протоиереи Александр Пашков и Сергий Кудряшов - правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до "Отче наш", диакон Илия Трифонов - правом ношения камилавки.

Богослужение транслировалось на канале собора в YouTube.

ИА "Вода живая",
02.05.24


Казанский кафедральный собор

191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2

Упоминания в новостях

Все новости