Во вторник 1-й седмицы Великого поста, 4 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - утреней, часами, изобразительными и вечерней.
Богослужение совершил протоиерей Александр Пашков.
Уставные тексты читали клирики собора, чтецы и алтарники
Богослужение транслировалось на канале собора в YouTube.
В тот же день митрополит совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили старший священник иерей Дионисий Харин, духовенство обители и другие священнослужители.
За богослужением молилась настоятельница игумения София (Силина) с сестрами.
"Великий покаянный канон святого Андрея Критского - жемчужина первого тысячелетия, он вошел в обиход нашей Церкви, - сказал владыка в проповеди. - Мы читаем его в Великом посту на первой седмице четыре дня подряд и потом на пятой неделе прочитываем полностью, когда совершаем стояние преподобной Марии Египетской. Покаяние - это условие, которое необходимо, чтобы войти в общение с Богом и спастись. У наших прародителей Адама и Евы не было покаяния, они оправдывались. Люди делятся на тех, кто кается, и тех, кто оправдывается. Адам пытался снять с себя вину, считая, что не он совершил грех, а жена. Ева сказала, что это змей обольстил ее. Так они лишились общения с Богом и потеряли рай".
"Что читалось в ветхозаветное время? - продолжил архипастырь. - Были богослужения, в синагогах читались Закон Моисея, Книги пророков, Книги Царств, тоже постоянно звучали покаянные слова. Покаяние понималось как виновность перед Богом за то, что люди нарушили Завет, который Он заключил с Моисеем на горе Синайской. Он обещал им: будете праведно жить, и Я вам сделаю то-то. "Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли" (Исх. 20:12). И все, кроме земли, ничего не было обещано. Спасение стало возможным только с пришествием в мир Христа. Когда Он пришел на землю, воспринял нашу греховную тленную природу, в себе самом исцелил ее, и теперь мы можем приобщиться к природе Спасителя, причащаясь Его Тела и Крови. Христианство учит о единении человека с Богом, которого нигде в Ветхом Завете нет, да и сегодня в иудейских синагогах об этом не говорят. Единение человека с Богом возможно только во Христе. К этому и надо стремиться. Только соединившись со Христом в Его природе, мы можем вознестись в Царство Небесное. Иначе туда не попадем. Значит, нужно покаяться, очистить душу. Нельзя наполовину очищенным войти в Царство Небесное, иметь грех и войти в дверь рая. Там не пропустят, скажут: иди, уже поздно пришел ты. Есть только ад и рай. Если мы в рай не попадаем, то остается одна дорога - в ад. Чтобы уберечь нас от этого ложного пути, Церковь и установила нам эти святые дни поста. Сейчас мы идем навстречу воскресшему Христу, который нашу человеческую природу воскресил, поднял до Неба. Чтобы встать одесную Бога-Отца, нужно принести покаяние. Для этого установлен пост как великое средство очищения души. Постом всегда бывают искушения, страсти лезут из нас. Надо отсечь их, с ними не войти в Царство Божие. Единственное, чем можно наполнять душу, - это любовь. Главное - вернуть любовь к Богу и ближнему в нашу жизнь. Вот цель поста. Слава Богу, если с первой попытки получится. Не получится, тогда ждите следующий пост. Но в любом случае надо бороться со страстями, грехами и всем, что не может войти в Царство Небесное. Это трудно, но взамен греха Бог дает благодать".
"На следующих неделях мы будем читать труды преподобного Иоанна Лествичника, учиться на примерах покаяния преподобной Марии Египетской. Вы знаете, какое покаяние имел праведный Иоанн Кронштадтский. Почитайте его дневники, как он каялся. Святой человек, но каялся постоянно за Божественной литургией у престола в том, что за день совершил. И, мало того, еще писал о своих грехах в дневнике, чтобы потом все читали. Писал, например, что в гостях вместо двух рюмок выпил три. Что нищая попросила у него денег, а он сказал: если все раздам, самому не останется. Пишет и кается, что согрешил, все свои движения души излагает публично. Бог за это его простил, сделал чудотворцем и прозорливым. Вот что значит покаяние! Пастырь призывал людей к покаянию, потому то видел, какое это большое дело. В трудах у матушки Таисии Леушинской читаем, сколько раз он просил крестьян: "Покайтесь, вы видите, что мор вашего скота - это наказание за то, что в воскресенье в храм не ходите, пьянствуете, посты не соблюдаете. Вот к вам и пришла эта зараза. Покайтесь - и все сразу пройдет". И точно, как только покаялись, куда-то мор делся. Все эти наказания - за наши грехи. Мы думаем, что будем грешить и безнаказанно жить. Нет. Все равно наказание настигает. На пути в Царство Небесное нужно очиститься. Если не добровольно, то через наказание Бог очистит нас. Он нас любит, хочет для нас Царства Небесного и как Отец будет "бить" нас, детей, скорбями, войнами, болезнями, голодом, чем угодно, только бы мы исправились и жили праведно, по-христиански. Желаю вам хорошо пройти пост, зарядиться духовно, сбросить с себя груз грехов, чтобы потом порадоваться на Пасху и чистыми душами прославить воскресшего Христа", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Храму была подарена икона святителя Нектария Эгинского.
За усердное служение Святой Церкви и в связи с 65-летием протоиерей Николай Волков был награжден орденом святого Александра Невского.
Новодевичий монастырь был основан у Московской заставы в 1848 году, когда здесь ему были пожалованы обширные угодья. Через год в присутствии императора Николая I был заложен Воскресенский собор. К 1917 году в обители было 400 насельниц, действовали восемь храмов. В советское время их закрыли, многие сестры были арестованы. Возрождение монастыря началось в 1996 году. При обители действуют богадельня, детский приют, медицинский центр по диагностике женской онкологии "Белая роза", швейные мастерские.
ИА "Вода живая",
04.03.25

Казанский кафедральный собор
191186, Санкт-Петербург, Центральный район, Казанская пл., д. 2Упоминания в новостях
