"Время для покаяния"

Митрополит Варсонофий совершил богослужения четверга 1-й седмицы Великого поста

В четверг 1-й седмицы Великого поста, 6 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - утреней, часами, изобразительными и вечерней, которые совершил протоиерей Константин Головатский.

Богослужение транслировалось на канале собора в YouTube.

В тот же день митрополит совершил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в  Троице-Сергиевой пустыни.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель  игумен Варлаам (Переверзев) с братией и другие священнослужители. 


"Благодаря Богу, мы уже четыре дня постимся, читаем и слушаем великий канон святителя Андрея Критского, - сказал владыка в проповеди. - Мы читаем его в центре храма, чтобы всем было слышно, о чем в нем говорится. Красной нитью в нем проходит вся история человечества: от создания первых людей до наших дней. Святой Андрей показал, как Господь любит человека, заботится о нем, как пришел его спасти, какие были события в Ветхом Завете, какие были праведные и неправедные люди, за какие грехи их Бог наказал, за что они страдали. В каноне, как в капле воды, отразилось все мироздание. Удивительно, что наша душа такая же, как мироздание. Вспомните, какими вы были детьми. Ребенок любит маму, он беззаботен, доверчив, от матери ему надо, чтобы она его покормила и на руки взяла, вот и все. Это примерно, как Адам - такими мы были. Потом человек взрослеет, постепенно знакомится со грехом, протягивает руку к запретному плоду, как сделали наши прародители, и совершает то же самое, повторяет грех Адама и Евы. Затем еще взрослеет, окунается в большее зло и грешит. Грехи повторяются - от Адама и Каина и до сих пор люди совершают убийства, братоубийства. Это нескончаемо, ничего нового, все повторяется".

"Господь коснется человека, чтобы спасти его от этого состояния Своей благодатью, а дальше человек сам решает, хочет ли пойти к Богу, - продолжил архипастырь. - А если не направит к Нему свои стопы, попадает в сети греха, как рыба, и выбраться не может. Так и мы, бывает, попадаем в сети к бесам и оттуда сами выбраться не можем, если не Господь. Если Он нас найдет там, возьмет, подымет, то мы спасаемся. Так все время и находимся между высотой рая и бездной ада. Вы сегодня молодцы - поспешили в храм, к Богу, а могли бы пойти на грех, как многие горожане, которым некогда помолиться, покаяться. А вы поспешили в рай, потому что пришли в храм. Так и делайте, чаще приходите в эту обитель, особенно в Великий пост: только здесь вы увидите освобождение от суеты и грехов".

"Сегодня в каноне святого Андрея Критского мы молились преподобной Марии Египетской, вспоминали ее. Это пример для нас, как можно преодолеть грех. Она смогла это сделать! Ведь мы тоже прикасаемся ко кресту, каждый день целуем его, но в пустыню не уходим после этого. А она поклонилась животворящему Кресту Господню и так полюбила Христа, что оставила этот мир навсегда. И долго жила одна в пустыне, иссушила свою плоть ради возлюбившего ее Господа. Значит, можно из бездны греховной все-таки перейти в Царство Божие. Для этого нужно то, что было у Марии, - любовь ко Христу. Если любовь к Нему будет, одно крыло у нас уже появится. Второе крыло - это любовь к ближнему. На этих крыльях мы можем перелететь из греховной жизни в святую и вечную, как сделали многие подвижники. В первую очередь мы должны освободиться от грехов. Церковь постоянно призывает нас к покаянию. Есть зуб хороший, а есть больной - вырвите его, иначе заразите здоровый. Церковь не говорит вырывать здоровый зуб, а только больной. Что приведет вас к вечной смерти, то и бросайте. Но как мы сжились с нездоровым состоянием, отказаться от него не можем, оно вошло нам в привычку. Не можем не осуждать, не гневаться, не раздражаться, не ругаться, не материться, не курить, не пить. Так это вошло в жизнь, что нам кажется - без этого невозможно существовать. Но расстаться с этим можно, к чему и призывает нас Великий пост. Это время для нас минорное, мы находимся под кровлей Бога, а под Его кровлей нужно иметь покаянное чувство. Кто мы такие есть? Прах и пепел, великие грешники. Как мы должны вести себя в храме? Так и вести - с покаянным чувством. Но придет срок - и будет время для блаженства. Мы встретим праздник Пасхи, когда минорное поменяется на мажорное, и воспоем: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав". К этому мы сейчас идем и готовимся", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона Иоанна Предтечи.

Троице-Сергиева пустынь была основана по указу императрицы Анны Иоанновны в 1734 году. Через 30 лет по проекту Пьетро Трезини были построены собор Святой Троицы и кельи. Следил за ходом работ зодчий Бартоломео Растрелли. Расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Обитель закрыли в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны в монастыре стояла немецкая танковая дивизия. В хрущевскую антирелигиозную кампанию были взорваны Свято-Троицкий и Воскресенский соборы, Покровский и Никольский храмы. К началу 2000-х насельники добились передачи обители в бессрочное безвозмездное пользование всей территории. 

ИА "Вода живая",
06.03.25

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская Пустынь

198515, г. Санкт–Петербург, г.Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, дом 15

Упоминания в новостях

Все новости