"Сочетая покаяние и доброделание, мы должны проходить Великий пост"

Митрополит Варсонофий возглавил великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Александро-Невской лавре 
В четверг 1-й седмицы Великого поста, 26 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил служение великого повечерия с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

Его Высокопреосвященству сослужили братия монастыря, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков. В алтаре молился наместник обители епископ Кронштадтский Назарий.

Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с архипастырским словом.

"Сегодня мы четвертый вечер слушали канон преподобного Андрея Критского, который настраивает душу на покаяние, приводя пример праведников Ветхого Завета, и показывает на примерах Ветхого Завета, как мы должны жить. Наша жизнь - непростая. И каждому поколению приходится пробираться через большие препятствия в Царствие Небесное. Мы знаем, как христиане мученическим путем входили в Царствие Небесное", - сказал владыка.

Он привел в пример поколение начала XX века: "Сколько людей прошло через мученичество, страдание, тюрьмы! Когда этих страданий нет, мы испытываем внутренние муки. Раньше на кострах сгорали люди, сейчас похоть не меньше сжигает людей и отправляет либо в ад, либо, кто борется, в Царствие Небесное. Раньше были звери, которые съедали христиан на аренах цирка, сейчас съедать людей может злоба. Раньше палачи терзали, снимали кожу с людей, сейчас зависть может так же действовать. Видя, что страсти остались, живут в каждом поколении, каждому человеку нужно обязательно бороться со страстями, потому что они не дают нам возможности войти в Царствие Небесное. С ними нужно как можно раньше расстаться, ведь они совсем не привлекательные. Посмотрите на себя в зеркало: когда вы гневаетесь и раздражаетесь, на кого вы становитесь похожи? И когда улыбаетесь, ласковые - совсем другие, приятные лица. Вот видите, как страсть нас искажает. Любая страсть уродует человека. И тем не менее, страсти в нас живут и часто до самой смерти. И мы с ними сживаемся".

Владыка отметил, что время Великого поста настраивает на борьбу со страстями в первую очередь в себе: "Мы обычно в других любим искоренять, а нужно с себя начать - искоренять свои страсти, которых очень много в нас. Монахи носят четки, и если к ним относиться,  как к цепи страстей, то монах, нажимая на каждую косточку и произнося "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня, грешного", тоже борется со страстями".

Первую страсть - гордость - по словам митрополита, надо искоренять Иисусовой молитвой: "Если мы гордость из себя не выгоним, она нас погубит. У нее такое свойство. Поэтому нужно обязательно с каждой страстью бороться. Монахи молятся по четкам, каждой косточкой страсть изгоняют. Мирянам тоже надо читать Иисусову молитву. Пришла какая-то страсть - сразу читать Иисусову молитву. И неспеша будете погашать эти страсти".

"Все мы являемся садовниками своей души. А что делает садовник, все вы знаете. Все бывали в селах, у многих есть дачи. Что мы делаем на даче, когда приходит весна? Начинаем сгребать старую траву, убирать, копать и потом сеять. То же самое должны мы делать с душой. Пришел Великий пост - весна нашей души - все страсти сгребаем в кучу и сжигаем их на исповеди. Приходим благоговейно, каемся, все сжигаем. А дальше земля освободилась в нашей душе, она не может пустовать, мы не можем стоять и смотреть на свою дачу и ничего не делать, там ничего не вырастет, кроме сорняков. Если уж мы свои ноги из грязи вытащили, надо идти дальше к Богу, не стоять у болота и говорить: "Другие куда-то идут, а я вот стою". Надо просить у Бога семян, чтобы вырастить плоды хорошие, добрые. Мы плохие семена уже сажали, и в результате выросло одно терние, а вот хорошие семена мы еще не сажали. Апостол Павел нас призывает, чтобы мы сажали такие семена и выращивали плоды Духа Святого. Таких семян у нас нет, надо, чтобы Господь дал. Их очень много - духовных семян. И надо что-то в своем огороде сажать. И как для земли требуется полив воды, так и для нашей души требуется излияние благодати Святого Духа. Потому что без этой благодати ничего не вырастет, потому что Господь сам все выращивает. А для этого надо молиться, чтобы Господь дал нам силы взрастить в душе добрые плоды. И вот, сочетая покаяние и доброделание, мы должны проходить Великий пост", - напутствовал верующих архипастырь.

Епископ Назарий от имени братии сердечно поблагодарил правящего архиерея за то, что он как священноархимандрит монастыря прочитал в нем окончание покаянного канона. Он пожелал владыке в полную силу насладиться плодами Великого поста, которые заповедал Господь. "Дай Бог, чтобы мы достигли того Великого праздника, ради которого и постимся, и молимся", - пожелал наместник.

Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского († 712), поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а также полностью на утрени в четверг пятой седмицы. 

"Преизряднейший таинник покаяния", как называют творца Великого канона, собрал воедино события ветхозаветной и новозаветной истории, изложив их в духе глубокого сердечного сокрушения. 

Из священной сокровищницы Писания он извлек сильнейшие побуждения к покаянию грешной души. За это его бессмертное творение получило наименование "канон покаянный" и "умилительный".

ИА "Вода живая",
26.02.15