"Душевную красоту нужно так же омывать, как и телесную"

Митрополит Варсонофий совершил Великое повечерие с чтением канона преподобного Андрея Критского в Новодевичьем монастыре
В среду 1-й седмицы Великого поста, 25 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме Казанской иконы Божией Матери Новодевичьего монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили духовенство обители, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков. В алтаре молился архиепископ Охридский Иоанн (Сербская Православная Церковь).

За богослужением молились настоятельница игумения София (Силина) и насельницы монастыря.

Митрополит Варсонофий поздравил молящихся с преполовением первой седмицы Великого поста и обратился к ним с архипастырским словом.

"Святая Церковь, ограничив нас физической, телесной пищей, в эти дни предлагает нам обильную духовную пищу. И самое, конечно, лучшее "блюдо" этих великопостных вечеров - канон святого Андрея Критского. Этот человек прекрасно знал Священное Писание, и в каноне прекрасно выразил всю боль души человеческой, которая, уйдя от Бога, намучившись в грехах, возвращается к Нему с покаянием и просит, чтобы Господь помиловал: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя" - каждый стих канона. Какой ни возьми там стих - великое назидание душе человеческой", - сказал владыка. 

"Преподобный Андрей Критский сравнивает себя, свою душу с братьями Иосифа, продавшими его в рабство в Египет. Из-за чего они его продали? Из-за зависти. Они завидовали своему брату. Вот у нас, в верующей среде, тоже бывает зависть перед теми, кто преуспевает в духовной жизни. А есть люди, которые ведут себя, мягко говоря, не как положено, и начинают клеветать на человека, который подвизается, что-то делает и имеет успехи в духовной жизни. Канон предостерегает нас, чтобы мы не занимались этим: нельзя завидовать, нельзя клеветать, тем более нельзя ненавидеть человека. Поэтому, если в душе есть к кому-то зависть, мы должны обязательно каяться. Нельзя по зависти ничего делать", - отметил архипастырь.

"Далее в каноне упоминается корзинка, в которой был спасен Моисей. Этот образ тоже не случайно приводит преподобный Андрей, показывая, в какой опасности была жизнь этого иудейского мальчика: ему угрожала смерть, но он был спасен и вернулся чудесным образом к матери. Так и нашей душе постоянно угрожает смерть. А кто для нас мать? Для нас мать - это Церковь, которая заботится о нашей душе, питает, согревает, возвращает как чадо свое. И мы должны знать, куда идти и где наша мать. Мы часто в суете проходим мимо Церкви, как впрочем, и в жизни проходим мимо матерей своих: редко звоним им, спрашиваем, как здоровье, все нам некогда, одни дела", - продолжил митрополит.

Рассуждая далее об образах канона, он напомнил, что святого Иоанна Предтечу преподобный Андрей Критский называет "голубицей пустыннолюбивой": "Мы знаем, что примерно за 400 лет до Рождества Христова прекратили появляться пророки в Святой земле в Израиле. И вот появился Иоанн Предтеча - "горлица пустыннолюбивая", которая созывала всех в пустыню для покаяния. Но эта "горлица" не сидела только в пустыне, она залетела и в царский дворец, и там призвала к покаянию слабохарактерного правителя, окружившего себя льстецами, которые только хвалили царя, но не обличали его в грехах. А "голубица" нашла смелость призвать и этот дом к покаянию. Правда, ничего из этого не вышло, мы знаем. Но Иоанн Предтеча переживал за всех людей. Он призывал к покаянию не только простых людей, но и царских особ".

Упоминание о десяти девах, по словам митрополита, образ, особенно важный для монашествующих: "Этот образ тоже дан для того, чтобы мы подумали, как мы живем. Девы в свое время проспали, когда нормальные люди заготавливали елей. Но когда пришло время возжечь огонь, елея не оказалось. Вот так и мы - думаем, что еще молодые, успеем, а придет время, и ничего уже будет не сделать, и наши светильники погаснут. Поэтому надо ценить время, которое Господь нам дает для спасения. Ведь время включено. Сколько Господь положил нам нашей жизни, столько мы и проживем. Нельзя остановить время: "Вот я сегодня посплю, а жизнь моя остановится". Ничего не остановится. Можно будильник выключить, а жизнь будет идти. И то, что мы спим в духовной спячке, это нам идет в минус. И вот когда бы надо в Чертог входить, где Сын Божий брак устроил, многие не приходят на этот брак. А потом придут, а двери этого Чертога будут закрыты. Господь пока дает нам силы, а мы их тратим непонятно на что. А когда в старости захотим прийти в храм, сил-то уже и не будет, они все окажутся куда-то давно истраченными на земное и пустое. А надо силы беречь".

В заключение правящий архиерей напутствовал верующих словами преподобного Андрея "погубил я красоту ума своего": "Да, есть красота ума. Но кто о ней знает? Есть красота лица, красота тела, красота голоса, но Господь, Отец наш небесный, так любит нас, своих детей, что каждому что-то дает, какую-то красоту. И Он хотел, чтобы наша красота отражала Божию красоту, Божие величие. Он хотел, чтобы мы эту красоту оберегали, дорожили ей. Душевную красоту нужно так же омывать, как и телесную, очищать постоянно, потому что она засоряется. Душевную красоту чаще всего мы не видим, а вот телесную видим. И во что же превращается она? Вот, бывает, я пройду по Казанскому вокзалу в Москве или еще где-нибудь - сколько нищих, бездомных, спившихся людей! Смотришь, какие были красивые женщины, мужчины, но во что они превратили эту красоту! Вот как человек обезображивает красоту своими грехами... И нам тоже нужно думать, что красота не просто так дается. Ее же надо вернуть Богу и при том, как говорится, в лучшем виде. Поэтому наша задача - постом очищать красоту внешнюю. Но и это не самое главное. Нужно очищать красоту душевную, чтобы мы были красивы внутри. И Господь этого ждет от каждого из нас - этой красоты, очищения. И в этом помогает нам Церковь. Поэтому не будем жалеть наших слез, а будем умывать душу слезами покаяния. Будем просить Бога, чтобы Господь помог принести Ему хоть какие-то плоды покаяния, пока мы еще в силе, пока еще можем что-то сделать, пока еще знаем, где храмы находятся, и здесь приносить Богу плоды покаяния". 

ИА "Вода живая",
25.02.15