"Очистить сердце и приобщиться благодати Божией"

Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в Никольском храме на Долгоозерной улице
В канун Недели 2-й Великого поста, святителя Григория Паламы, 7 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святителя Николая Чудотворца на Долгоозерной улице.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Александр Ткаченко с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков, игумен Фома (Василенко).

За богослужением клирик храма иерей Евгений Каморкин был награжден камилавкой, иерей Константин Кузьминых - наперсным крестом.

Митрополит Варсонофий поздравил клириков и прихожан храма с праздником и обратился к ним с архипастырским словом.

"Вы не устали от поста еще? А от чего человек больше устает - от поста или от грехов? Я тоже думаю, что от грехов, - начал проповедь владыка. - Чтобы нас подбодрить, Святая Церковь сегодня нам приводит в пример великого святителя - Григория Паламу. Он жил в XIV веке, родился в Малой Азии, затем с родителями бежал в Константинополь от турок, а потом попал в императорский дворец. Там он получил блестящее образование, но не пристрастился к миру, а в 20 лет ушел на Афон, который находится далеко от Константинополя. Там он девять лет подвизался в монастырях - сначала в Ватопеде, затем принял постриг в лавре Святого Афанасия, немножко был игуменом в Эфсигмене, жил в скитах - в общем, научился настоящему монашескому исихастскому деланию. Исихасты совершали подвиг безмолвия. Потом, когда он в 30 лет покинул Афон и пришел в Салоники, где его рукоположили в священники, но не оставил практику исихазма. Пять дней в неделю проводил в безмолвии, а в субботу и воскресенье совершал службы. Затем его судьба сложилась интересно - он успел и в тюрьме посидеть, и в плену к турок бывал. Наконец, стал архиепископом - девять лет был в Салониках, и в 63 года скончался".

Архипастырь рассказал о вкладе святителя Григория в учение об обóжении человека: "Были в то время разные этические учения, шедшие с Запада, которые говорили, что Бог непознаваем, Его нельзя познать никак иначе, кроме как умом... А Григорий Палама говорил, что можно познать Бога опытом и приобщиться к благодати, Божественному Свету. В пример он приводил Фавор - что было на Фаворе? На Фаворе был Свет. Какой Свет? Особый, нетварный. Он говорил, что там был Свет Божественный. И ученики Христа могли приобщиться к этому Свету, насколько могли, чтобы остаться живыми. И вот мы, когда совершаем подвиг поста и каемся в грехах, делаем только первую и самую маленькую работу - очищаем сердце для принятия этого Света. Дальше нужны труды и подвиги для обожения - а это уже совсем другие труды!"

По мнению митрополита Варсонофия, исихазм не потерял актуальности для современного человека: "Как же можем мы применить в нашей жизни, например, труды безмолвия? А чем занимались в келье безмолвники? Ну, пришел человек в келию, и что он там делает один? Правильно - молится Богу. А можем мы прийти домой, будучи хозяйками и домохозяйками, и молиться Богу? Можем. А что нам мешает варить на кухне, стирать и молиться в это время Богу? Можем мы молиться? Можем, непрестанно можем. Они, исихасты, ни с кем не разговаривли, они хранили свой язык. А мы можем? Можем. Почему мы должны все время говорить дома? Можем и помолчать. А хранить ум - мы тоже можем? Вот пришел к нам помысел, и мы стараемся его скорее реализовать. А может, надо подумать сперва, посмотреть - откуда он пришел? А хранение сердца? Чем занимались безмолвники? Да тем же самым! Только они в кельях это делали, а миряне могут в своих квартирах. Их пример для нас подходит. Можно спокойно в миру заниматься внутренним духовным деланием".

"Одного внешнего делания недостаточно, - продолжил владыка. - Вы же знаете, как Господь упрекнул Марфу: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть..." (Лк. 10, 42). Преподобный Серафим Саровский говорил, что если монахи занимаются внешним деланием, то они - черные головешки. Внутреннее делание нужно обязательно. Недостаточно для нас внешних проявлений благочестия, нужна внутренняя работа над своим сердцем. Вот чем мы должны заниматься после покаяния, после Всенощного бдения - своей внутренней жизнью. Очищая сердце, мы должны наполнять его многими делами: молитвой, чтением Слова Божия, святых отцов, делами милосердия. И тогда мы вступаем на путь обóжения или, как можно понятнее сказать, путь духовного совершенствования: "Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш Небесный..." Обóжение - это совершенствование до принятия благодати Божией. Каждого из нас Господь касается, если наше сердце способно принимать эту благодать. Вот чего желаю всем вам Великим постом - очистить сердце и приобщиться благодати Божией".

Церковь Николая Чудотворца располагается в сквере на пересечении улиц Долгоозерной, Планерной и Авиаконструкторов. Храм был построен в 2008 году по инициативе местной общины. На месте небольшого деревянного здания планируется построить собор Сошествия Святого Духа на апостолов.

ИА "Вода живая",
07.03.15