"В центре жизни каждого человека должна быть своя Голгофа"

Митрополит Варсонофий совершил пассию в Казанском соборе
Вечером в Неделю 5-ю Великого поста, 29 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил пассию в Казанском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили настоятель собора протоиерей Павел Красноцветов с клиром, секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич.

При пении стихиры "Тебе, одеющагося светом, яко ризою" Святое Евангелие было изнесено в центр храма и положено на аналое перед Крестом. Владыка митрополит и сослужащее духовенство прочли акафист Страстям Христовым.

По возглашении прокимна "Разделиша ризы" митрополит Варсонофий прочитал отрывок из Евангелия от Иоанна, повествующий о Страстях Христовых.

После чтения Евангелия проповедь произнес клирик собора протоиерей Александр Пашков.

Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью.

"Сегодняшними акафистом и Евангелием от Иоанна мы завершаем чтение страстных Евангелий и пассий, которые обычно совершаем Великим постом. Святая Церковь на пути нашего следования к Страстной седмице сегодня еще раз вынесла эту Голгофу, чтобы показать, что в центре нашей жизни должна быть своя Голгофа. Господь показывает, что если мы - Его ученики, нам этой Голгофы не избежать. Как бы тяжело ни было нам, мы должны эту Голгофу иметь и распинать на ней свои страсти, грехи", - сказал владыка.

"Современному человеку не хочется страдать, он боится всякой боли, - продолжил митрополит Варсонофий. - Он даже зубную боль с трудом переносит, и страшно мучается, не говоря уже о нравственных страданиях. Как тяжело мы переносим нравственные страдания! Только стоило молодым людям пожениться, чуть-чуть пожили, поссорились и все - развод! Так, говорят, лучше - нечего терпеть друг друга. И люди расходятся. Нет у нас ни терпения, ни долготерпения. А ведь вся жизнь строится, как на стержне, на кресте".

"Убери из нашей жизни этот крест - и все рассыплется. Все держится на нем. Поэтому Господь напоминает нам, что в центре жизни каждого человека должен быть крест. Мы должны взять свой крест и идти на свою Голгофу", - подчеркнул архипастырь.

Говоря о евангельском чтении, он обратил внимание верующих на образ страдающей Матери Божией: "Мы знаем, что за несколько дней до Пасхи было Преображение Господне, и видим, что Матери Божией нет на Фаворской горе. Через неделю будем вспоминать Вход Господень в Иерусалим - и опять Матери Божией там нет. А потом, в Страстную Пятницу, последует Голгофа - и Матерь Божия там стоит у Креста. Она понимала и знала Свой Крест, стояла на Голгофе и не могла подойти ближе ко Кресту, потому что воины не пускали. Она с остальными женщинами стояла вдали, и сердце Ее, конечно, было пронизано этим копием, о котором еще когда-то сказал ей старец Симеон, что "оружие пройдет в сердце твое". И действительно, Она сострадала Христу. И Господь видел Свою Мать, Он видел не только разбойников и воинов, а видел тех, кто клялись в верности Ему, но разбежались. Рядом из учеников стоял только Иоанн Богослов. Господь видел Мать, видел, как Она страдает. И это добавляло Ему еще больше мучений. Он же видел, что уходит, а Она остается. И Господь поручает Свою Мать Иоанну Богослову: "Се Мати твоя". А Ей говорит: "Се сын Твой". И вот, Матерь Божия имела Сына по имени Иисус, а теперь получилось - сына по имени Иоанн. Имела Сыном Господа, и вот, получила раба. Имела Сына Божия, и вот, получила апостола, ученика. У Нее тоже были свой Крест, своя Голгофа и свои переживания. Она приняла достойно эти муки Сына и благодаря этому благословению Сына стала покровительствовать всем христианам, всем, кто любит Ее Сына. И поэтому Она сегодня нам сказала: "Дети, не грешите. Он же за вас пролил кровь. Он вас так любит, что за вас умер".

"Вы понимаете, какая любовь! Ну, кто из нас еще умрет в этом храме? Никто ведь не умрет. А вот Он умер за нас. И поэтому мы должны хоть какой-то мерой своей человеческой любви отвечать на любовь Господа и стараться как можно меньше грешить и приносить ран нашему Спасителю", - заключил проповедь правящий архиерей.

После проповеди владыка, сослужащее духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.

Пассия (от латинского - "страдание") - богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой). По традиции, во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

ИА "Вода живая",
29.03.15