"Деяние блудницы и предательство Иуды - два важных урока для христианина"

Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Пантелеимоновском храме на улице Пестеля
В среду Страстной седмицы, Собор архангела Гавриила, 8 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме великомученика и целителя Пантелеимона на улице Пестеля.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Александр Румянцев с клиром, председатель финансово-хозяйственного отдела епархии протоиерей Сергий Судаков, председатель издательского совета игумен Силуан (Туманов), игумен Фома (Василенко). 

Поздравив молящихся с половиной Страстной седмицы, митрополит Варсонофий обратился к ним с архипастырским словом.

"Сегодня Великая Среда, в конце Божественной литургии Преждеосвященных Даров в последний раз в этом году была прочитана молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами, - сказал владыка. - Святая Церковь вспоминает событие, о котором мы слышали в Евангелии Господь наш Иисус Христос пришел в этот день к Симону прокаженному, об этом узнала одна женщина, блудница, и подумала - если Господь не возгнушался войти в дом прокаженного, то и я, хотя и прокаженная блудница, тоже попытаюсь попасть в этот дом. И что она сделала? Пошла на рынок и все деньги, которые заработала трудом "непосильным", своей профессией, решила обратить в святое миро и принести, помазать им Господа".

Митрополит отметил, что и в наше время хватает людей, готовых осудить жертву, приносимую от чистого сердца: "Оппоненты часто обличают нас - вот, вы берете пожертвования от людей недостойных. В таких случаях можно ссылаться на этот пример - какие деньги Господь принял в жертву. Мы знаем, каким ремеслом зарабатывала деньги блудница, но Господь не обличил ее, не стал вопрошать: "На какие деньги ты это купила, чтобы Меня помазать?" Нет, Господь принимает любой дар. Поэтому, когда нас так обличают, говорят - вы на деньги каких-то воров строите и реставрируете храмы, не нужно никогда на это реагировать".

"Она пришла в этот дом - конечно, мы осуждаем таких женщин легкого поведения, а Господь не осудил ее, Господь совсем по-другому смотрит, - продолжил архипастырь. - Он не смотрит на ее прошлую жизнь, он смотрит на ее сегодняшний поступок, ее сердце, которое сокрыто от всех присутствующих. Конечно, многие присутствующие сказали - о, был бы он пророк, он бы знал, какая к нему женщина подходит. Господь же видел, какая женщина к Нему подходит, видел, что в ее душе загорелась вера, пламенная любовь ко Господу. После этого она все оставит, будет служить Господу и Его Церкви, из блудницы станет женой-мироносицей. И Господь принимает эту жертву, допускает ее. Она умывает Ему ноги, очищает своими волосами и вместе с тем сама очищается от грехов через прикосновение ко Пречистому Телу Господню".

Владыка подчеркнул, что и среди приближенных ко Господу людей были те, кто желал лишь получить выгоду от служения Ему: "И, как всегда, нашлись критики этого действия, даже среди апостолов. И опять, как всегда, всех апостолов возбуждает Иуда Искариот - вот, напрасная трата благовония, не лучше ли было продать это и деньги раздать нищим? Как всегда, голос с земли звучит... И нам тоже часто говорят - зачем вы так храмы украшаете, не лучше ли это на социальные нужды пустить? А в итоге - все проедим, пропьем и никаких храмов не будет. То, что Господь кладет на сердце, обязательно нужно выполнять. Господь принимает такие жертвы и благоукрашения наши принимает. А вот, Иуда по-другому мыслил, он все уже понимал - Христос, в принципе, не тот, на какого он рассчитывал. Он рассчитывал на земного царя, где ему будет уготовано одно из первых мест, и понимал, что, пока не поздно, можно еще подзаработать на славе Христа. И вот, тут такая трата! 300 динариев - просто так вылили на ноги Спасителю! А можно было их в ящик свой положить... Конечно, он уже созрел для предательства. Это событие было последним побуждением, мотивом пойти договариваться если уж не за 300 динариев, то хотя бы поменьше, но продать Самого Христа. И, как мы знаем, он пошел".

Затем правящий архиерей обратил внимание на то, что деяние блудницы и предательство Иуды - два важных урока для христианина: "У иудеев был другой замысел - Христа умертвить не в сам день праздника, а после, потому что очень много народу было в Иерусалиме, они хотели, чтобы это не было предано огласке. У Господа же был замысел принести Себя в жертву вместе с пасхальным агнцем, который был Его прообразом всю жизнь. И Господь попускает все - Иуда приходит в Синедрион тайно, неожиданно для них, и говорит - я знаю этого Человека, я найду способ, чтобы никто не увидел, как мы Его возьмем. Я вам Его выдам, но для этого вы должны мне заплатить. Те, как бы в посмешище Христа, оценили Его жизнь в 30 сребреников - за такую цену обычно продавали рабов на рынке. Иуде некуда деваться, надо было и это брать - и он договорился, что выдаст Христа в том месте, где Он будет один молиться ночью, указал место. Он уже весь созрел для предательства. Об этом мы будем говорить сегодня за вечерним богослужением и завтра. Для нас это два урока - с одной стороны, покаяние блудницы, и мы всегда в молитве перед Святым Причащением говорим, что Господь не возгнушался прикосновения этой женщины, и просим, чтобы Господь не возгнушался и нашей нечистоты. И про Иуду говорим в последней молитве - чтобы не дать нам лобызания так, как Иуда дал. Два примера - один положительный, другой отрицательный".

Митрополит отметил, что Иуда не покаялся и именно поэтому не получил прощения: "Господь простил женщине все грехи, а этот человек не смог просить прощения. Если бы он сказал - "Господи, что я наделал! Пошел к Синедриону и Тебя сдал", если бы вернулся и сказал "прости меня", Господь бы его простил. Но нет - страсть сребролюбия, которая в нем пылала, довела его до самоубийства. Это тоже нам урок - нельзя никакие страсти держать в себе, рано или поздно они нас погубят. Надо бежать на исповедь, быстрее исповедоваться и каяться, страсть из сердца удалять. Страсть обязательно затянет петлю на нас, как затянула потом на Иуде. Если бы он покаялся перед Богом, ничего бы этого не было".

В противоположность Иуде владыка привел пример апостола Петра: "Иуда все скрыл, хотя Господь-то знал, Он видел, кто перед ним стоит, что делает и замышляет. Но Иуда не воспользовался моментом. Апостол Петр, помните, воспользовался - предал Христа, но покаялся. А Иуда не мог, потому что слишком был увлечен страстью, и, когда сатана в него вошел, он уже петлю на нем затянул, вел его до самого дерева, на котором он и повесился. Видите, какие уроки Церковь предлагает нам в Великую Среду! Всем желаю с помощью Божией оставшиеся три дня пройти достойно, с молитвенным настроением, сокрушенным сердцем, чтобы Господь, видя ваше покаяние и смирение, очистил ваши души и даровал вечное спасение".

По окончании службы митрополит освятил для храма образ мучениц Веры, Надежды, Любови, матери их Софии и другие новонаписанные иконы.

Дни Страстной седмицы посвящены каждый особому воспоминанию. В Великую Среду Церковь вспоминает два евангельских события: предание Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром. Они противопоставлены друг другу - в то время, как грешная женщина возливала на главу Господа драгоценное миро, один из Его учеников уже предавал Его. В Великую Среду последний раз совершается Божественная литургия Преждеосвященных даров и читается молитва преподобного Ефрема Сирина с поклонами.

Пантелеимоновский храм был освящен 9 августа 1739 года епископом Вологодским Амвросием. В 1936 году его закрыли, в 1991-м передали епархии, в 1994-м возобновились богослужения. Памятник архитектуры, охраняется государством. Недавно в храме завершилась масштабная реставрация.

ИА "Вода живая", 
08.04.15